Речной вокзал Семея: Задорное прошлое, нерадующее настоящее и непонятное будущее - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Речной вокзал Семея: Задорное прошлое, нерадующее настоящее и непонятное будущее

Речной вокзал Семея: Задорное прошлое, нерадующее настоящее и непонятное будущее

На протяжении нескольких лет здание речного вокзала Семея смотрится в воды Иртыша выбитыми окнами и полуразрушенными причалами.

  • 25 Июля 2014
  • 5504
Фото - Caravan.kz

Задорное прошлое

Проект Семипалатинского речного вокзала был разработан архитектурной мастерской Министерства речного флота СССР. На левом берегу Иртыша построили двухэтажное здание с центральной башней, шпилем, террасой, опоясывающей второй этаж, и двухъярусной набережной, ведущей к причалам. Как многие сооружения Семипалатинска, считавшегося одной из основных ядерных целей в случае третьей мировой войны, речной вокзал имел внушительное бомбоубежище. Впрочем, это не мешало зданию быть одним из архитектурных украшений города. А главное – вокзал был нужен тысячам людей. Сюда причаливали теплоходы и быстроходные “Ракеты”, везущие пассажиров в Павлодар или Усть-Каменогорск. Отсюда на водном транспорте можно было добраться до дачных массивов вдоль Иртыша. Здесь же начинались прогулочные экскурсии по живописным местам самой большой казахстанской реки.

Нерадующее настоящее

Но все это осталось в прошедшем времени. После разрухи 90-х вокзал, как и вообще речное судоходство в Семипалатинске, приказал долго жить. Здание выкупил частник, обустроив здесь ресторан. Но и он просуществовал недолго. Вот уже несколько лет бывший речной вокзал пустует, он быстро превратился в руины – стекла выбиты, остатки люстр свисают с осыпающегося потолка, проржавели причальные конструкции в обрамлении сгнивших деревянных креплений. В общем – обыденный для Семея архитектурный сюрреализм. При этом многострадальный вокзал время от времени становился объектом чиновничьих речей. В 2005-м худо-бедно возобновилось хоть какое-то судоходство: начал курсировать экскурсионный теплоходик, поплыли редкие грузовые баржи, которым приходилось пришвартовываться к пирсу судоремонтного завода, так как в Семее не осталось ни одного водного причала. И стало ясно, что городу необходимы причалы и вокзал. Но власти решили, что лучше построить новый, чем реставрировать старый.

Непонятное будущее

В январе 2007-го тогдашний аким Семея Нурлан ОМАРОВ обещал, что уже в том году начнется строительство причала и вокзала. Была даже озвучена сумма, выделенная на это, – 150 миллионов тенге. Но через два месяца глава отдела ЖКХ заявил, что строительство начнется в 2008 году. А потом о вокзале уже никто и речи не вел.

Вспоминать о разрушающемся здании вновь начал уже нынешний градоначальник Семея Айбек КАРИМОВ. Сейчас говорится, что оно будет восстановлено. Несколько недель назад здесь появились строители, неспешно закладывающие кирпичами бывший портал вокзала. Эти работы больше напоминают консервацию, чем реконструкцию, да и темпы малочисленной артели без спецтехники явно рассчитаны не меньше чем на десятилетие. Так что ответ на вопрос: дождется ли речной вокзал обновленной жизни – писан на воде если не вилами, то мастерком и бумажными планами.