Звучит не совсем приятно, но это действительно так: с точки зрения туристической привлекательности Астану пока лишь можно назвать развивающимся деловым центром, местом проведения форумов и конференций, но отнюдь не отдыха. Заманить заграничных путешественников предложением “все включено” никак не получается.
Хроническая неулыбчивость
В прошлом году Астану посетили всего 100 тысяч иностранных туристов. С точки зрения туристического потенциала гостей в городе очень мало. При этом большая часть иностранцев приезжает в казахстанскую столицу по делам.
Для сравнения: Вашингтон с таким количеством населения и территориальными размерами в прошлом году посетили 19 миллионов туристов. В соседнем Ташкенте в 2013 году побывало около полумиллиона туристов, и даже в Киеве с его непростой обстановкой насчитали 600 тысяч заграничных граждан.
Почему? Может быть, играет свою роль северная неприветливость? Гости столицы отмечают, что даже персонал единственного в столице аэропорта почти хронически не улыбается. На самом деле, уверяют столичные социологи, астанинцы, живущие в условиях холодного климата, не приспособлены быть по-американски приветливыми.
– Безусловно, место обитания человека формирует его образ жизни. Суровые климатические условия влияют на характер отношений между людьми, – рассказывает “КАРАВАНУ” директор центра общественного мнения Аслан АБДИЕВ. – Северные люди менее приветливы, чем южане, и более подвержены стрессам и дискомфорту. Астану же можно считать одним из самых холодных городов в стране – столбики термометров здесь опускаются до отметки минус 40 в зимний период. Может, поэтому зарубежные туристы в Астане считают местное народонаселение малообщительным и замкнутым?
Ресторанами не завлечешь
А чем вообще можно заманить иностранных гостей? Какие креативные подходы могут предложить эксперты, работающие в этой отрасли?
Вы удивитесь, но официально в столице работает лишь четыре турфирмы.
– Турбизнес в столице действительно развивается довольно скудно и примитивно, – поясняет член столичной ассоциации туризма Арман МИРАСОВ. – Люди не желают вкладываться в туристический бизнес. И что в итоге мы можем предложить иностранцам? Дорогие рестораны – и все! Но этого – и гораздо лучшего, чем у нас, качества – хватает в избытке в любой стране…
Что же касается архитектурного облика Астаны, которым так восхищаются редкие гости, то чудо-сооружения, созданные великолепными современными архитекторами, действительно поражают. Но в то же время город не создан для прогулок. Из пункта А в пункт Б, особенно в новых районах, вам придется добираться по скромному тротуару мимо бесконечных офисов. А так, чтобы неспешно прогуляться по столичным улочкам в свое удовольствие, – и думать нечего!
Еще труднее принять правду от иностранцев, которые в своих комментариях лишь указывают на чрезмерную иллюминацию ненужных конструкций и непрактичность использования улиц в Астане, где многое создано не для элементарного комфорта, а для того, чтобы произвести впечатление на заграничных гостей. Обидно и досадно. Но что делать?