Путь просвещения
27 июля исполняется 127 лет со дня рождения этой неординарной женщины. Ей было всего 14 лет, когда после окончания Кустанайской женской высшей прогимназии она получила преподавательскую должность. Пока училась, ее родители, бедные и старые люди, по степному обычаю просватали дочь и получили калым. Назипа не хотела выходить замуж за нелюбимого человека в качестве проданного товара, а у семьи не было средств, чтобы возвратить калым. Тогда она обратилась к военному прокурору Кустанайской области с просьбой оказать ей помощь. А потом смогла выйти замуж за полюбившегося ей учителя Джетыгардинско-Чубарской волостной школы Нургали Кулжанова, одного из известных просветителей в интеллигентной среде той эпохи.
В 1905-м Кулжановы переехали в Семипалатинск. Преподавали в учительской семинарии – той самой, где учился Мухтар Ауэзов, и находили время для общественной деятельности, стали сотрудниками Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. В Семипалатинске Назипа Сегизбаевна написала книгу “Дошкольное воспитание”, которую высоко оценил лидер алашордынцев Ахмет Байтурсынов. А в 1914-м она стала инициатором вечера, посвященного десятилетию со дня смерти Абая. Фактически Кулжанова подготовила конференцию – написала научный доклад на казахском и русском языках, организовала концерт по мотивам произведений Абая. Причем почти три месяца пришлось ждать разрешения от семипалатинского губернатора, пока цензура тщательно изучала программу вечера.
Забытая звезда
На протяжении всей жизни Назипа Кулжанова занималась переводами. Стала первой казашкой, получившей русское образование, что позволило ей с легкостью писать на двух языках. На русский переводила произведения Абая и Ибрая Алтынсарина, на казахский – рассказы и повести Льва Толстого, Максима Горького, Александра Куприна, Владимира Короленко. В 1919 году, после того, как ее мужа расстреляли белогвардейцы, Назипа перебралась в Акмолинск и стала одной из первых казашек-журналистов. По ходатайству Сакена Сейфуллина ее пригласили в газету “Енбекші қазақ”, затем были другие издания. Но в 30-е годы на погибшего супруга навесили ярлык врага народа. Как его вдову, Кулжанову превратили в персону нон грата. Лишенная моральной и материальной поддержки, она скончалась в Алма-Ате в 1934 году в возрасте 46 лет.
– Увы, сегодня мы редко говорим о наших выдающихся предшественниках, вспоминая о них от случая к случаю, – сетует президент фонда Абая, племянник Абая, заслуженный деятель Казахстана Балтабек ЕРСАЛИМОВ. – Даже не вспоминаем о них в юбилейные даты. В 2012 году, в преддверии 125-летия Назипы Кулжановой, фонд Абая заблаговременно направил письмо на имя министра культуры с просьбой провести научно-просветительские мероприятия. В ответ только сообщили, что в утвержденном перечне значимых дат юбилей Кулжановой не значится.
В этом году и вовсе нет никаких круглых дат, связанных с Назипой Сегизбаевной. Но значит ли это, что память об этой уникальной женщине должна исчезнуть совсем?
Семей