Послания древних, или По следам жырау - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Послания древних, или По следам жырау

Послания древних, или По следам жырау

Жырау – носители особого сакрального знания. Эту идею выдвигает ученый Кайрат ЖАНАБАЕВ. В их произведениях хранятся важные коды, заветы и послания, утверждает он. О “шаманском провидении” жырау и почему они “погибли”, читайте в эксклюзивном материале “Каравана”.

  • 11 Июля 2014
  • 4013
Фото - Caravan.kz

Родина праязыка – Урало-Алтай?

Жырау – это создатели и исполнители жыров, то есть эпических сказаний и произведений. В диссертации филолога, писателя Кайрата Жанабаева “Поэтическая система жырау ХV–ХVIII веков” говорится о теории, согласно которой казахский (тюркский) эпос напрямую связан не только с магией и ритуалом, но и с пра-языком человечества. Если быть точнее, он согласен с немецким исследователем-лингвистом Германом ВИРТОМ, заявлявшим о некоей “первоначальной традиции”, или первоначальном языке, который в процессе истории человечества подвергся изменению и уже в измененном виде есть в многочисленных памятниках древней письменности. Жырау передавали знания предков из уст в уста, и только избранным. Речь идет о едином праязыке человечества, который предположительно зародился в Урало-Алтайском регионе (то есть в Сибири и Центральной Азии) и восходит в своей истории происхождения к гиперборейцам. Следы этого праязыка, утверждал Вирт, сохранились повсюду, особенно в прикладном искусстве. Например, в обрядовых действиях и в фольклоре народов, населявших Урало-Алтайский регион.

Реконструировать “первоначальную традицию” – этот особый сакральный язык – помогают тексты тюркских (ногайских, казахских, крымско-татарских, кыргызских) жырау. В своей книге “Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау” фольклорист Едыге ТУРСУНОВ пишет, что жырау происходили главным образом из среды военной аристократии и пользовались авторитетом в народе и в ханской ставке. Они считались “вещими” людьми. В их поэтическом искусстве наряду с другими жанрами присутствует жанр… предсказаний. Конечно, сами жырау не осознавали, что закладывают основы литературы, философии, эстетики и педагогики в том виде, в каком эти дисциплины понятны современному человеку. Поэтическое искусство было для них важнейшей частью образа жизни. В их произведениях царила шаманская традиция, содержались различные формулы благословений, гаданий и предсказаний.

Проклятия и предсказания

В истории сохранились многочисленные свидетельства, что предсказания жырау сбывались. Наиболее известное из них – произведение Махамбета Утемисова “Проклятие Жангиру”, пожелавшего хану Жангиру… смерти. Хан погиб в 1846 году – считается, что от отравления.

– Я подхожу к прорицаниям и гаданиям, как реалист, но вот в чем дело – все, что они пророчили, сбывалось, – рассказывает Кайрат Жанабаев. – Есть некоторые объяснения этому феномену. Как прежде шаманы, жырау связывали природные явления с возможными социальными проблемами, предупреждая, например, страшный голод – джут. Что касается внешних и внутренних дел, то им была известна до мелочей ситуация в каждом роду или племени. Эти ситуации всегда обсуждались в ханском совете. Получая достоверную информацию, жырау строили свой безошибочный анализ. И это лишь одна, на мой взгляд, интереснейшая разгадка их “шаманского провидения”. Все это – психология, история и политика, сконцентрированные в одном лице. Жырау знал, кто о чем думает, кто чем дышит в его родном племени.

“Заповедник” древнего мышления

Пытаясь разгадать, как мыслили древние, ученый обнаружил целые коды, которые, безусловно, для чего-то предназначены. Этот “второй, сакрально-символический план” восходит, по мнению Кайрата Жанабаева, к той единой традиции, о которой говорил Вирт:

– Это чрезвычайно важно для прояснения общего происхождения мировой эпической культуры в целом, в основе ее лежит культ Солнца, который “проглядывает” в семантике художественных форм жырау. Если убрать первый, вполне очевидный графический текст, если оставить только формы произведений, то они показывают специфику национального шаманского мышления, по ним формируется особая знаково-символическая картина мира. Но мы говорим о единстве формы и содержания: слова вливаются в эти формы, создавая особый текст, стиль и жанр, где мы еще угадываем ритуальный характер. Он благодаря структуре и семантике древнего тюркского текста при подробном анализе предстает как связь миров, как мировое дерево.

Общие закономерности, наводящие на мысль о праязыке человечества, можно найти не только в казахском и древнетюркском (руническом) материале, но и в эпических русских былинах, древних германских рунах.

– Что касается казахского языка, то до начала ХIХ века, я считаю, это был чистейший образ его существования, – говорит Кайрат Жанабаев. – Все древние тексты – уникальный “заповедник” древнего мышления, уводящий нас к единой прародине, единому языку. Когда наступила эра капитализма с активным разделением сфер экономического производства, тогда и высшая духовность выветрилась, оставшись лишь в памятниках культуры и в некоторых индейских языках, не знающих разлагающего влияния цивилизации.

Утерянные коды

По мнению ученого, произведения жырау напрямую отсылают к эзотерическим знаниям:

– Эпос – это не просто чтение. Это письмо нам от древних – от тех же гиперборейцев. На внешнем плане есть лишь звуки, слова, предложения, текст. Но этот текст можно понять и как код, если внимательно посмотреть, как строится тюркский стих, как движется вся композиция, повторяя не только движение кочевника (ритм), смену времен года (циклы и повторы), но и движение самого Солнца (через движение героя, через структуру текста). О непосредственной связи между рунами и фольклором писала Ия СТЕБЛЕВА. Но сами руны имеют особенное символическое пространство, каждая из рун – есть письмо.

Гиперборейцы, как пишет Серикбол КОНДЫБАЙ, неоднократно приходили в Северо-Кавказский регион, на Урал и Алтай. Они оказали основное влияние на развитие письменной культуры шумеров, древних греков, латинян и европейских народов:

– Знания первых людей передались их духовным вождям, волхвам и кудесникам разных народов. С исторической гибелью гиперборейцев эти знания едва ли можно было удержать: они исчезали, искажались – происходило смешение народов. Могучими отголосками этого знания стали все древнейшие тексты – Тора, Библия, Коран – и могучие устные памятники древности, эпосы мира. Через эти выдающиеся произведения человечества можно подтвердить идеи Германа Вирта об изначальном языке, или первоначальной традиции.

Да, древние и средневековые жырау были носителями особых тайн. Их древние формы текстов сохранили акыны, но только формы. А подлинное знание древних, на которое будет указывать даже Абай, исчезло бесследно:

– Жырау «погибли» в исторически отведенное для них время, когда произошла ликвидация ханской власти и бийских советов. Тексты акынов, конечно, сохраняют форму, но социальные функции этих текстов иные. Отсюда десакрализация древнего знания. Акыны – не носители древнего знания, а просто передатчики формы со своей, не менее интересной и содержательной темой.

Алматы