Побывать в шкуре пожарного меня, как журналиста, заставило не просто любопытство. Последние годы Алматы потрясла целая череда крупных пожаров. Почему это происходит? Из-за бездействия тех, кто призван бороться с огнем? Или они вынуждены рисковать своими жизнями из-за бездействия властей, которые не в состояния решить в прямом смысле самые пожароопасные вопросы мегаполиса?
Главное – выдержать первый год
Надев на себя форму пожарного весом в восемь с лишним килограммов и взяв в руки тяжелый брандспойт с минимальным напором воды для тушения, я оценила – эта профессия только для настоящих мужчин. И при чрезвычайных ситуациях увильнуть от ответственности и позволить себе смалодушничать здесь не получится. А таскать тяжеленные “боевки” могут лишь физически сильные люди. Прибавим сюда еще шестикилограммовый дыхательный аппарат, приспособления в виде топориков, клещей и прочих атрибутов спасателя… Вот и получается, что этим парням приходится носить на себе до 17 кило обмундирования, в котором надо не просто дойти пешком до места, но и работать в дыму и при высокой температуре! А еще представим себе, как человек в таком облачении взбирается по металлическим конструкциям на высоту в десятки метров, таща за собой застывшие на морозе водяные рукава, собирает 48-килограмовые детали штурмовых лестниц или бежит по темным задымленным лабиринтам зданий. Тут уж точно восхитишься выносливостью и выдержкой этих людей!
Общаясь с бойцами одного из пожарных отрядов, “КАРАВАН” составил портрет среднестатистического казахстанского огнеборца. Это человек немногословный и даже несколько мрачноватый. Девушки в этой профессии – большая редкость. Как говорят бывалые люди, на пожарах больше пугает даже не сам огонь. Гораздо страшнее вид обгоревших тел, разрушений, людские боль и страдания, крики, плач… Только тот, кто в первый год работы способен это выдержать, остается в профессии.
Рядом с опасностью
– После стрессовых ситуаций порой приходится и к психологам обращаться, – говорит один из моих собеседников. – Никогда не предугадаешь, что произойдет на пожаре. Был случай: в Бостандыкском районе Алматы горел дом барачного типа. Из него наши ребята вытащили 20 газовых баллонов! Когда шли за последним, он взорвался. Взрывная волна выбросила их на улицу. Слава Богу, никто не погиб, хотя были ранения. А если бы, рискуя жизнью, пожарные не вытащили эти баллоны, то последствия бы были чрезвычайными. Потому мы всегда помним подвиги наших коллег, например, тех, кто ликвидировал пожар 1989 года на станции Алматы-2. Тогда при тушении железнодорожного состава цистерн со сжиженным газом из-за взрыва одной из них погибли 9 человек. Эти люди занимались своей обычной работой и о том, что совершают подвиг, даже не думали… Однажды мне пришлось спускать с 9-го этажа горящего дома трехлетнего ребенка. Малыш неподвижно повис у меня на руках с полуоткрытыми глазами и даже не дышал. А когда я донес его до “скорой”, то от вида доктора в белом халате он взорвался громким плачем. Значит, живой, успокоился я.
Брандспойт бы в руки таким советчикам!
– Некоторые думают: раз нет пожара, то мы отдыхаем, – продолжает пожарный. – Это не так. Ежедневно отрабатываем нормативы, боевое развертывание, готовим технику, изучаем нововведения. Бывает грустно, когда дилетанты, особенно среди журналистов, расписывают, будто пожарные опять неправильно пожар тушат. Не понимаете – не дезинформируйте людей! Лучше поучите водителей уступать дорогу едущим на экстренный вызов пожарным и не загораживать проезды во дворах. Пока сквозь пробки и заторы доберешься до горящего объекта, то бывает и поздно. Тушить пожары стало намного сложнее. Если раньше горели дерево и штукатурка, то сейчас здания отделаны такими стройматериалами, пластиками и прочим, что по ним огонь распространяется с гораздо большей скоростью, температура их горения намного выше и при этом они выделяют еще и удушающие газы.
5 фактов
25 лет выслуги дают пожарным, как и полицейским, право получать пенсию
За месяц в Алматы происходит до 10 масштабных пожаров
Профессиональные хвори пожарных – ревматизм, простуда, межпозвоночная грыжа, простатит, остеохондроз, возникающие от частой работы с водой, резких перепадов температуры во время пожара и после него, из-за постоянного подъема тяжестей
Зарплата пожарных рядового состава – от 70 до 90 тысяч тенге
16 апреля 2014 года при пожаре в Жетысуском районе Алматы огнеборцы вынесли 8 человек, в том числе новорожденного ребенка
ЧП, которые потрясли Алматы
На протяжении многих месяцев страна обсуждала пожары, с чудовищным постоянством с осени 2013 по весну 2014 года возникавшие на алматинской барахолке. Самые крупные из них произошли на рынках “Олжа”, “Алатау”, “Аян” и “Керемет”, охватив площадь 5 400 квадратных метров, и на рынках “Жана Кулагер” и “Евразия” – общей площадью 3 800 квадратных метров. Тушение этих пожаров длилось 15–17 часов.
На лесной пожар повышенной сложности в урочище Медеу на горе Мохнатке в 2012 году пришлось стянуть едва ли не все подразделения пожарных Алматы и Алматинской области. Это было жаркое время года, август, и огонь распространялся с большой скоростью. Площадь возгорания составила 21 гектар на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря. Высокогорный лес пришлось тушить ночью вручную, хлопушками и лопатами. Было задействовано около 800 человек пожарных и лесников. Сверху воду сбрасывали вертолетами со сливными устройствами, снизу воду подавали пожарные цистерны и около 20 городских поливомоечных машин. Это стихийное бедствие продолжалось около суток.
27 июня 2013 года утром в Алматы на проспекте Сейфуллина опрокинулся и загорелся потерявший управление бензовоз-восемнадцатитонник марки FAW, принадлежавший компании Helios. Огонь перекинулся на восьмиэтажный дом и припаркованные к обочине машины. Огнем были повреждены балконы восьми этажей, фасадная часть дома и потолочное перекрытие спортивного магазина, больше десятка квартир. Две из них выгорели полностью. От полученных травм скончался 27-летний водитель бензовоза.
Кого берут в “тушители”
Образование: для рядового состава – среднее или среднее техническое, для офицеров – высшее техническое;
Физические данные: 100-процентное зрение, здоровая физическая форма, отсутствие психических отклонений, травм и сотрясений головы.
Тесты: пробежать 3 километра за 14 минут, стометровку – за 12 секунд, подтянуться на перекладине не менее 15 раз, отжаться от горизонтальной плоскости не менее 25 раз, челночный бег: 5 интервалов по 10 метров – за 25 секунд.
Допуск: допуск к тушению пожаров дается новичку после двухмесячных курсов в школе профессиональной подготовки. Там приобретаются навыки работы с дыхательными аппаратами, штурмовыми лестницами, пожарными рукавами и другим оборудованием.
Академик Сулейменов: похоронили нормы – получили пожары
О причинах повышенной пожароопасности в Алматы говорит президент Союза дизайнеров Казахстана, академик Российской академии художеств Тимур СУЛЕЙМЕНОВ:
– В градостроительстве есть четкие нормы и правила. Их нужно выполнять, иначе происходит цепная реакция. Алматы – это сейсмоопасный регион. В нем всегда придерживались определенных норм: например, раньше расстояния между зданиями должны были быть в пределах двух размеров высоты самого большого из них. И в случае землетрясения ни то ни другое не могло бы завалить друг друга, а следовательно, создать условия для возгораний. Еще существовали противопожарные нормы внутри зданий и сооружений. Так формировалась политика застройки. Она входила в нормы гражданской обороны и была связана с безопасностью населения. Потому что любое землетрясение как снежный ком порождает не просто разрушение зданий, но и пожары и взрывы в густонаселенных кварталах.
Нынешние условия застройки похоронили эти нормы. И это как цепная реакция ведет город к катаклизмам. Архитектурные красные и желтые линии в угоду коммерческим интересам не соблюдаются. Строительных коммерсантов особо не волнует безопасность города и его населения. Но ведь красные линии – это как неприкосновенность границ между государствами. Это параметр безопасности. Нарушая это, люди вступают в фазу, если можно так выразиться, определенного риска для их безопасности. И когда жилье и другие постройки приближают к проезжей части, на которой происходят всевозможные ДТП и другие происшествия, то последние перекидываются и на жилые постройки. Именно так и произошло в случае с возгоранием бензовоза на проспекте Сейфуллина в 2013 году в Алматы, от которого сгорели квартиры жилого дома.