Чтобы определить, правильно ли развивается ваш малыш, логопед предлагает свои ориентиры:
В первый месяц жизни. По характеру мимики малыша можно понять некоторые его желания.
К концу второго месяца. Малыш начинает улыбаться, а его крик становится более выразительным.
В три-четыре месяца. Ребенок начинает узнавать голос матери и пытается повторить некоторые звуки речи взрослых.
К концу 4-го месяца. Ребенок выдает уже такое многообразие звуков, какое не встречается ни в одном известном нам языке!
Основания для беспокойства в этот период. Если малыш не поворачивает голову в сторону говорящего, не реагирует на другие звуки, не смеется и не различает интонаций речи взрослых, значит, либо он не слышит звуки, либо у него имеются какие-то нарушения в развитии.
Во второй половине младенчества ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающему миру.
В 6–7 месяцев. В лепете малыша проявляются специфические интонации окружающего его языка, а также ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, да-да, а-тять. Он начинает различать тон, ритм, темп интонации звуков, которые слышит, и подражает им.
В 7–8 месяцев. Малыш уже узнает предметы, которые ему показывают, и запоминает слова, которыми они обозначаются.
Основания для беспокойства в этот период. Отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых движений.
В 10–12 месяцев. К концу первого года жизни ребенок начинает выражать свои желания и намерения словами: “дай”, “на”, “мама”, “папа”, “бах”, “би-би”, “ав-ав”, приглашая поиграть с ним.
Основания для беспокойства. Отсутствие лепета при общении и отсутствие реакции на звучание его имени.
После года. Годовалые дети понимают значение уже большого числа слов. К полутора годам могут показать и назвать части своего тела, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. В их словарном запасе появляется около 20 слов. А к двум годам – около 50. И они уже могут связать предложения и фразы из 2–3 слов.
На третьем году жизни. Дети рассматривают в книжках картинки, в течении 5–10 минут могут слушать истории, изобретают новые слова, говорят о себе в первом лице. Их словарный запас увеличивается до полутора тысяч слов. И к трем годам малыш уже строит полные осмысленные предложения.
Основания для беспокойства в этот период. Длительное отсутствие речевого подражания новым словам, произнесенным взрослыми. Воспроизведение вместо целого лишь части слова. Например, вместо “девочка” – произносит “дека”, вместо “хлеб” – “пэха” и т. д. Беспокойство должно вызывать, если в его речи отсутствуют глаголы, во время произнесения слов кончик языка высовывается между зубами, а речь имеет носовой оттенок.
В 4 года. Ребенок уже составляет предложения из 5–6 слов, сопровождает речью свои игры, а в его лексиконе появляются слова-синонимы, отражающие один и тот же предмет, и слова-антонимы, отражающие противоположные по смыслу действия и предметы.
В 4,5–5 лет. У ребенка заканчивается формирование фонетической системы родного языка. И он готовится к овладению письменной речью.
К 6 годам. Происходит овладение словообразованием и осмысленное отношение к своей речи.
Основания для беспокойства. Если к этому времени у ребенка ограничен бытовой словарный запас, если он не может сгруппировать слова и обозначения по обобщающему признаку. Например: овощи – помидор, огурец, лук, перец; фрукты – вишня, яблоко, абрикос, виноград. Если он затрудняется заменить название предмета на его синоним. Например: собака – пес, прогуляться – пройтись. Не может подобрать к слову антоним: горячий – холодный, горький – сладкий… Если ребенок не может связно рассказать о происходящих вокруг него событиях.
Надеемся, эти советы помогут родителям вовремя заняться развитием их малышей и в случае необходимости – коррекцией имеющихся отклонений от нормы.