Вопрос председателю Комитета по туризму Марату ИГАЛИ: неужели так трудно навести порядок в отрасли?
Невиноватые мы…
Это прозвучит нелогично, но не от хорошей жизни казахстанцы едут в отпуск за границу – отдых на родине при скверном сервисе и гораздо худших условиях обходится, как ни странно, дороже. В сфере туризма ничего не меняется, хотя нас пытаются убедить в обратном.
Но и с поездками за рубеж тоже не все просто. Пять лет назад туристы застряли в Египте – то самолет за ними вовремя не прилетел, то наши турфирмы забыли сделать визы. В 2011 году разразился скандал с турфирмой “4 сезона”– несколько десятков человек заплатили за путевки, а на курорты так и не попали. Тогда же наши туристы застряли на Хайнане на целую неделю – за ними просто не вылетел самолет. Вот и 2014 год начался с задержки рейсов: самолеты не могли вылететь вовремя из Таиланда, с Хайнаня. Весь май и июнь лихорадит турецкое направление. Похоже, ошибки прошлых лет ничему не учат! Турфирмы разводят руками: невиноватые мы. А кто виноват?
Скандал за скандалом
В минувшее воскресенье, 29 июня, из турецкого Бодрума вернулись казахстанцы, чей рейс задержали на целых два дня.
Вот что нам рассказал алматинец Ержан СУЛЕЙМЕНОВ:
– Рейс Бодрум – Алматы авиакомпании Jet Airlines должен был вылететь 26 июня в 4 часа утра. Позвонил турагент, предупредил: рейс будет переноситься. В 12 часов мы должны были выписаться из отеля. Турецкий партнер забронировал нам номер, но тут выяснилось: казахстанская компания – организатор тура – не перечислила за него деньги. Пришлось платить из своего кармана. Только вечером 28-го нас забрал борт другой авиакомпании.
Это не первый скандал в этом году. Две недели назад были задержаны чартерные вылеты в Анталью из Усть-Каменогорска, Актобе, Шымкента и Костаная. Почему полеты на курорты постоянно сопровождаются нервотрепкой? У директора Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиды ШАЙКЕНОВОЙ свое мнение на этот счет:
– В 2013 году Комитет гражданской авиации инициировал запрет на иностранные чартерные рейсы в Казахстан, но никто не просчитал последствия для туристского рынка. Гражданская авиация нашей страны не была готова к этому. Туркомпании, являясь заказчиками чартеров, вынуждены играть по тем правилам, которые выставляет перевозчик. И все его проблемы – неполадки в самолетах, несвоевременно выданные разрешения на полеты – отражаются на работе турфирм и потребителях.
Кто наведет порядок?
Но не только на задержки рейсов жалуются туристы. Турфирмы часто не производят своевременную оплату за отели, попросту обманывают людей. Например, акция по раннему бронированию отдыха в Турции вызвала многочисленные жалобы в Национальную лигу потребителей Казахстана
– В условиях акции сообщалось: если до 1 апреля заплатишь деньги за путевку, она обойдется дешевле на 40 процентов, чем в сезон. Но у некоторых отелей цена в апреле была такой же, что и сейчас. А некоторые клиенты заплатили “по акции” даже больше! – рассказывает президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана РОМАНОВСКАЯ.
Испорченный отдых стоит денег и нервов. Но только самые настойчивые добиваются возмещения своих затрат – как моральных, так и материальных. Остальные, повозмущавшись, предпочитают махнуть рукой. Надеясь на то, что чиновники от туризма после стольких скандалов все-таки наведут порядок в отрасли и защитят права казахстанцев. Увы, надежды эти, похоже, тщетны…
Летите вы в Шарджу, судиться
Для алматинца Нияза Ш. покупка авиабилета авиакомпании “Эйр Арабия” обернулась длительной перепиской с ее представителями, прокуратурой и Комитетом гражданской авиации.
Билет Алматы – Шарджа – Гоа покупал друг Нияза в агентстве Keremet Travel, что в Алматы. Его выписали на троих человек, выдали договор на английском языке. В связи с семейными обстоятельствами Нияз не смог полететь, о чем предупредил авиакомпанию заранее. Но ему отказались вернуть деньги за билет.
А когда Нияз перевел договор с английского, там обнаружил интересный пункт, согласно которому со всеми претензиями казахстанец может обратиться только в суд Шарджи!
Мы позвонили в ТОО Keremet Travel, поинтересовались:
– По каким законам вы работаете? В случае спорных ситуаций куда люди должны обращаться?
– Многие моменты казахстанский суд не может решить, мы предлагаем обратиться в Шарджу. Или Гаагу.
И тут возникает вопрос: почему нашим гражданам судиться нужно в иностранном государстве, если билеты продают в Казахстане? Кто должен урегулировать этот вопрос?
Где крутились деньги?
Отпуск супругов из Сарани Татьяны и Валентина ЗАНОЧИ на турецком побережье сократила… турфирма.
– 5 февраля в агентстве MARI TOUR, в городе Темиртау, мы забронировали отдых в отеле с 31 мая по 10 июня, – говорит Татьяна Заночи. – Заплатили всю сумму – более 300 тысяч тенге. Однако ваучер нам вручили лишь в апреле, а билеты директор фирмы привезла нам домой накануне вылета. И тут же “обрадовала”: мы будем отдыхать всего 6 дней. Мол, виновата в этом принимающая сторона. Нам некогда было разбираться – до вылета оставалось 6 часов. Но когда приехали в Турцию, нас поселили совсем в другой отель.
Валентин Заночи обратился к турецкой стороне. Ему пришел ответ: отель был забронирован по скидке с 31 мая по 10 июня, но оплата от темиртауской фирмы не поступила вовремя, поэтому бронь сняли.
С директором турфирмы MARI TOUR нам связаться не удалось, на телефонные звонки она не отвечала.
Татьяна и Валентин обратились с жалобой в Карагандинское общество по защите прав потребителей “Гарант” – пусть турфирма ответит за испорченный отдых!