Купе с соседями как источник риска
На малую родину – в Петропавловск – я езжу регулярно на протяжении 8 лет. Сначала это был поезд “Алматы – Петропавловск”: ветхие вагоны, сырая постель, перманентно грязные туалеты. Потом запустили “Петропавловск – Кызылорда”, в котором плацкартные вагоны оказались чище и новее купейных. Но это в студенчестве тебя не особо смущают свисающие руки-ноги соседей вкупе с амбре самого широкого спектра – от копченой курицы до несвежих носков. В зрелом возрасте ехать в старых отечественных поездах – то еще удовольствие.
Поэтому, как только на рельсы встали “испанцы”, я перешла на них: вместо привычных 9 часов они доставляют до точки назначения за 6. Стоимость проезда в “Тальго”, правда, равнозначна цене билета на самолет в том же направлении – 10–11 тысяч тенге, но, во-первых, самолеты к нам летают не каждый день, а во-вторых, после нескольких трагедий в небе опасаешься садиться в крылатые “тазики”.
Но, как оказалось, опасно может быть и в поезде. Недавно я возвращалась в столицу из родного города на “Тальго”. На станции Петропавловск в мое купе сел мужчина – словоохотливый и назойливый пассажир с запоминающейся внешностью, который не особо выбирал слова для разговора. Просьбу не материться проигнорировал.
Вскоре я отправилась на боковую, а шумный сосед – в вагон-ресторан, где принял на грудь. По возвращении попытался заговорить со мной. Не услышав ответа, всё равно продолжил диалог (очевидно, сам с собой). Потом мужчина кому-то рассказывал по телефону, что курил в туалете… анашу.
За то время, что я ехала с ним, ни один проводник не зашел с вопросом, всё ли в порядке. На станции Кокшетау в наше купе сел молодой человек, на которого и переключил внимание странный пассажир. Мысленно посочувствовав соседям этого пассажира, ехавшего в Алматы, я сошла с поезда в столице.
А с 10 октября ҚТЖ запустил продажу билетов в женские вагоны поездов по 2 направлениям: Алматы – Оскемен и Алматы – Мангистау. При спросе проект распространят на другие маршруты. А спрос наверняка будет. Особенно после того резонансного случая, когда в “Тальго” 2 проводника изнасиловали пассажирку.
Сорванные встречи и потерянные нервы
Внешне женские вагоны не отличаются от обычных, стоимость билетов в них стандартная. К слову, о ценах.
На “Тальго” билеты дорожают ближе к дате отправления поезда с конечной станции.
Когда в конце прошлого года гендиректор АО “Пассажирские перевозки”, входящего в ҚТЖ, Питер ШТУРМ проводил пресс-конференцию, я спросила: почему бы не снизить стоимость билетов, ведь вагоны ходят полупустыми – сама многократно наблюдала, как на весь вагон “Тальго” 3–4 пассажира максимум. И людям благо бы сделали, и вагоны заполнили бы. На что г-н Штурм сообщил, что это якобы международная практика, и цена на билеты не может снижаться накануне отправления поезда.
Жаль, что из этой же международной практики казахстанские перевозчики не взяли лучшие стандарты. Клиентоориентированность, скорость и повышенный комфорт, например. Ведь, покупая билеты за 10 тысяч тенге, ты надеешься приобрести и эти составляющие. Но по факту становишься заложником возникающих задержек “Тальго”. Минимум – 15 минут, максимум – до нескольких часов.
При опоздании поезда не припоминаю случаев, чтобы тебя оповещали соответствующие службы и системы, хотя ты указываешь номер своего мобильного на случай подобных форс-мажоров. Дозвониться до справочной ж/д вокзала просто нереально, мне не удавалось: по городскому номеру вас просят перезвонить по номеру “105” с тарификацией 112 тенге за минуту. Пока выслушаете всю информацию, связь может неожиданно оборваться.
Кстати, про задержки: одно из многочисленных поздних прибытий “Тальго” в столицу стоило мне пропуска записи на прием к врачу в другом городе. Отмена важных встреч, нервотрепка, томительное ожидание на вокзалах. А если пассажир болен? На все эти резонные вопросы гендир “Пассажирских перевозок” пообещал, что задержек “Тальго” отныне не будет.
– Мы активно работали над этим вопросом и достигли высокого показателя по пунктуальности. А предыдущие задержки были связаны со строительными работами на карагандинском участке. Сейчас поезда курсируют в нормальном режиме. Если будет задержка, позвоните и сообщите мне, – сказал Питер Штурм и передал визитку. Почему в КТЖ к людям относятся хуже, чем к скотине?
“Тальго”, на которых мне приходилось путешествовать, после того разговора опаздывали вновь и вновь… Не знаю, пользуется ли начальник казахстанских "Пассажирских перевозок" нашими поездами. Но на родине Питера, в Германии, общественный транспорт прибывает точно по расписанию (вот она, немецкая пунктуальность!), а редкие форс-мажоры в виде задержек лишь подтверждают правило. Почему бы вам не внедрить такие же стандарты качества и не требовать их строгого соблюдения в стране, где вы работаете уже больше года, г-н Штурм?
В случае, если поезд все-таки опоздает, пассажирам в Европе выплачивают компенсацию за каждый час опоздания. Такие же нормы предусмотрены и в Казахстане, но много ли вы знаете людей, стремглав несущихся к дежурному по вокзалу в пункте прибытия, чтобы поставить отметку на билете и после ждать возврата денег?
А где стаканы и бумага?
На той же встрече глава “Пассажирских перевозок” заявил, что по новому стандарту уборка вагонов проводится 3 раза в день, в санузлах – до 12 раз в сутки. Вкупе со стандартными средствами применяются парогенераторы, которые удаляют грязь из труднодоступных мест и обеззараживают поверхности, что особенно важно в условиях пандемии.
Не надо парогенераторов, г-н Штурм, добейтесь хотя бы элементарной чистоты в вагонах, в том числе в “Тальго”!
Мусор после пассажиров (обертки на полу и на постели, пустые бутылки) не всегда убирают, в туалетах периодически не бывает мыла и бумажных полотенец, иногда нет туалетной бумаги, а на полу – мокро.
Недавняя поездка запомнилась мне и по другим причинам: после нее я простыла. В вагоне с момента отправления поезда было очень холодно, на просьбы увеличить подачу тепла проводник сделал это, но одна из женщин потребовала выключить его. При этом в других вагонах была комфортная температура.
В поезде отсутствовали стаканчики для воды, в момент посадки в 3 часа дня и до вечера они так и не появились ни в моем вагоне, ни в соседних, пока я не возмутилась. Проводник, который принес стакан прямо в купе, сообщил, что закупленный объем уже закончился, и новую одноразовую посуду они якобы приобретают за свой счет (при официальной зарплате, по их словам, в 150 тысяч тенге).
Деньги не вернем
На днях я получила письмо, нет, не счастья, а подтверждение тому, что у ҚТЖ в приоритете не интересы пассажиров, а выгода. Я напрямую обратилась к Питеру Штурму, не получив ответа от нижестоящих служб.
В конце июля вместе с мамой мы должны были выехать из Петропавловска в столицу, далее нас ждал Иссык-Куль. В день выезда, за час до отправления поезда, пришел мой положительный тест на COVID-19. Разумеется, мы остались дома. Я прошла 14-дневный карантин. После проходила длительное лечение.
В службу по возврату билетов ҚТЖ через чат я обратилась на третий день, приложив все документы и справку с ПЦР. На что мне сообщили, что я должна была отправить сюда удостоверение личности, проездной документ и статус по “Ашык” на 31 июля, в день отправки поезда. В этом случае мне сделали бы возврат мест, а деньги я могла получить в течение 6 месяцев.
Ничего, что я в тот день не выходила не то что на вокзал, даже на улицу, проявляя сознательность и не подвергая риску окружающих, приложением “Ашык” не пользовалась, а в здания ранее заходила через QR-код банковского приложения?
Начав искать информацию по возврату средств за неиспользованные билеты в Интернете, я узнала, что даже при положительном решении пассажиру возвращают только половину стоимости (в нашем случае билеты стоили 20 тысяч тенге за двоих).
Но, как сообщил замгендира по маркетингу и продажам АО “Пассажирские перевозки” Антон САБОЛЕВСКИЙ, мне не вернут ни тенге за неиспользованные билеты. Причина – я не воспользовалась своим правом на возврат проездного документа своевременно. Тот факт, что я заболела коронавирусом и при первой же возможности (на третий день, напомню) обратилась в службу ҚТЖ по возврату билетов, компания не учла.
После многолетнего собственного негативного опыта и опыта других пассажиров как насмешка звучат прописанные в стратегии развития ҚТЖ слова о том, что миссия компании – удовлетворение возрастающей потребности населения в безопасных, доступных и качественных железнодорожных пассажирских перевозках.
Неразбериха с вокзалами
Если возвращать деньги клиентам в ҚТЖ не торопятся, то удерживать их (деньги) научились оперативно. Недавно жительница Алматы рассказала о злоключениях своей семьи с вокзалами и билетами в столице.
Вместе с мужем и сыном Юлия отправилась в Боровое через Нур-Султан. Прибыли гости на новый вокзал “Нурлы жол” и даже не догадывались, что уезжать нужно будет со старого ж/д вокзала.
– На обратном пути мы приехали за полчаса до отхода поезда не на тот вокзал. Мы просто решили, что, раз мы приехали из Алматы на новый вокзал, то и уезжать должны с него же. Кстати, мы были третьими в очереди, кто срочно сдавал билеты и покупал новые по той же причине. Ну хоть не такими идиотами себя почувствовали. А заодно поняли, что бизнес с вокзалами и удержанием 30 процентов от стоимости билетов в столице процветает: билетерши по секрету сказали, что в день у них человек по 10 ловится на этот фокус, и билеты поменяли быстро, видно было, что процесс налажен, – рассказала Юлия.
И если семья Юлии, получив изрядную дозу стресса, все-таки успела домчаться к отходу поезда – а расстояние между “Нурлы жол” и старым ж/д вокзалом – 17 километров, то как быть пожилым или лицам с особыми потребностями? Кто-то может указать на невнимательность самих пассажиров – мол, надо уточнять в кассах. А если там очереди? В справочную, как я уже говорила, дозвониться – как до Смольного. Неужели нельзя добавить в билет строку с уточнениями – старый или новый вокзал нужен пассажиру?
Время – местное
От путаницы, но уже со временем, пострадал другой пассажир ҚТЖ – Алмас ТЕМИР.
– Непонятная логика ҚТЖ. Ездили на “Тальго” в Уральск впервые. Оказывается, в Уральске с Нур-Султаном разница во времени 1 час. Прибытие в Уральск на вокзал было по местному времени и соответствовало времени в билете. На следующий день обратно уезжали в столицу, ну и, соответственно, подумали, что отправление тоже будет по местному времени, и купили билет чуть больше, чем за час до отправления, на сайте bilet.railways.kz.
Когда прибыли на вокзал, оказалось, что поезд уже ушел, потому что отправляется он по времени Нур-Султана! То есть мы опоздали на целый час и билет купили за 14 минут до отправления!
Почему ҚТЖ специально так делает, чтобы сбить с толку пассажиров? В билете время прибытия и отправления должно быть по местному времени!
Мы не одни стояли на вокзале, кто опоздал на этот поезд. Местные таксисты об этом прекрасно знают и предлагают догнать поезд в Актобе. Связался с контактом на сайте по возврату билета, где мне сообщили: “Деньги не вернем”. По какому времени отправляется и прибывает поезд, в билете указано мелким шрифтом снизу, и то – невнятно. 20 тысяч тенге на ветер, – возмущен пассажир.
А на прошлой неделе на старом ж/д вокзале в очередной раз образовалось столпотворение. Все поезда в понедельник задерживались, точного времени отправления и причину в справочной не сообщали. Лишь спустя несколько часов пресс-служба ҚТЖ проинформировала, что причиной задержки стал ремонт на железнодорожных путях.
Так что в плане своевременности вы бы с себя начали, ҚТЖ: в части оповещения пассажиров, смены устаревших составов и обеспечения безопасности. Или ждете очередной трагедии?..
P.S.
Когда материал уже верстался, мне на личный мобильный позвонил проводник вагона, о котором я писала выше. Извинившись за ту поездку, он попросил написать заявление о том, что я не имею к нему претензий. Начал жаловаться, что его накажут, вычтут деньги из зарплаты, лишат премии, а у него кредиты и он – единственный кормилец в семье.
На вопрос, откуда у него мой номер телефона, ответил, что руководство спустило жалобу. То есть, вместо того, чтобы решить озвученные в моей жалобе вопросы: закупить стаканы, следить за комфортной температурой и безопасностью пассажиров (кстати, я ни разу не видела в "Тальго" полицейских), провести дополнительный инструктаж с персоналом, ҚТЖ намеревается наказать проводника и попутно незаконно распространяет персональные данные пассажира?..
НУР-СУЛТАН