Почему в Казахстане выгодно сидеть на шее у государства - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему в Казахстане выгодно сидеть на шее у государства

Почему в Казахстане выгодно сидеть на шее у государства

В Кызылорде тема трудоустройства, иждивенчества и социальной политики государства разделила на 2 лагеря пользователей соцсети.

  • 21 Октября 2021
  • 4626
Фото - Caravan.kz

В одном лагере те, кто считает, что в стране расплодилась армия откровенно ленивых, предпочитающих жить на пособия и подачки людей. И с этим надо что-то делать. В другом лагере считают, что делать надо что-то с работодателями, контроль над которыми в Казахстане не поставлен, как надо. И на небольших объектах бизнеса граждане работают без оформления, а значит, соцпакета, за очень скромные зарплаты и в не самых лучших условиях. Люди беззащитны, отсюда у них и нежелание трудиться.

А разгорелось обсуждение после публикации поста городского активиста Сабита СУЛТАНА в самой популярной, судя по числу участников, местной группе в “Фейсбуке”.

“Вчера владелец одного, относительно недавно открывшегося, кафе рассказал, что за 3 месяца у него поменялись 3 посудомойки, − пишет Сабит Султан. − Оклад у них – 70 тысяч тенге в месяц, плюс проезд и питание в кафе. А официантов вообще проблема найти. Друг, у которого строительная компания, жалуется на отсутствие желающих работать на стройке, где тоже стабильная зарплата. На автомойках тоже людей нет мыть машины. А теперь думаю, где все те семьи с тяжелым материальным положением, которым платят АСП (адресную социальную помощь. – Авт.), раздают продукты, ставят в очередь на бесплатное жилье? Они вообще не собираются работать?

Когда я слышу, что волонтеры раздали тысячам семей продукты, каждой на 5 тысяч тенге, я спрашиваю, где вы их нашли столько в городе? Я согласен – нужно помогать людям, но четко, точечно, реально нуждающимся, которым не жалко и миллион отдать. А в большинстве случаев я вижу ленивых, хитрых и недалеких людей, которые сами себя причислили к числу бедных. Надо что-то менять срочно в сознании людей”.

К мнению Сабита Султана тут же присоединились сотни пользователей. Например, известный в городе общественный деятель Эрик ТЕНИЗБАЕВ, который пишет:

“Согласен, иждивенческие настроения надо пресекать. Акимат идет на поводу у некоторых женщин-шантажисток, выделяя им постоянно деньги, продуктовые наборы и т. д. Предлагают им работу, они не соглашаются, это абсолютно неправильно. Надо менять политику по отношению к таким людям, иначе ничего хорошего не будет. Любые проблемы и вопросы надо решать системно, чего я, к сожалению, не вижу в работе местного акимата. Тем более большая и сознательная часть гражданского общества поддержит”.

Или волонтер и блогер Динара ЭШАТОВА:

“Я постоянно публикую вакансии разного рода, где заработная плата от пятидесяти до трехсот тысяч казахстанскими, но лишь единицы этими предложениями интересуются. А вот если написать, что раздают продукты, то все идут. Когда таких желающих спрашиваю, чего не работаете, женщины говорят, что им нужно за детьми смотреть, а у мужей в основном здоровье не позволяет работать. Так и живем. Государство создало все условия, чтобы люди и не пытались работать…”.

А с губ интернет-тусовщицы Марго ТОЛОКОННИКОВОЙ слетело следующее наблюдение:

“Адресную социальную помощь и бесплатную еду получают дамы на джипах. Не я первая и не я последняя знаю об этом. Все машины, дома у них оформлены на родителей-инвалидов, детей у таких дам 4−5 минимум от богатого мужичка. И всё нормально – это Казахстан”.

И посыпались комментарии, как горох из порванного мешка:

“Наша мама пахала на трех работах в 90-е, мы мыли полы за еду практически, готовили на дровах, которые сами срубим где-то. Я бы и посуду мыть пошел тогда, дали бы что-нибудь покушать и немного денег. А сейчас просто: есть хорошие пенсии, пособия и АСП, на хлеб хватает, уголь “ЕлАрай” (благотворительный фонд. – Авт.) подкинет, дом отремонтирует собес, горячую еду тоже принесут благотворители… И всё, сиди спокойно и не парься! А чуть что, люди в акимат бегут к акиму и к депутатам на паперть”.

“Мы искали уборщицу на зарплату в 120 тысяч из списка малообеспеченных семей. Почти все, кому предложили, сразу отказались, когда сказали, что будут платить официально. У кого-то якобы просроченный кредит, кто-то боится, что АСП сократят”.

“Они же живут на сумму АСП! Значит, 70−80 тысяч не такие уж плохие деньги? Просто работать за эти деньги как-то стремно, а так халявно – не стремно. И когда за бесплатными продуктами на машинах приезжают “мужья” матерей-одиночек, тоже не стремно”.

“Людей хватает, причем довольно молодых, но они хотят работать охранниками за 50 тысяч тенге или шоферить на вахте за те же деньги. Потрудиться, научиться нужному ремеслу и заработать больше для них проблема”.

“У меня есть знакомая, которая только и делает, что ходит по благотворителям, партиям, акиматам. Требует, требует, требует. Она ж стране пятерых родила! Ни разу в жизни не попробовав устроиться на работу. Папа этих деток трудяга, без дела не сидит, но всегда работает без оформления, чтобы в семье была картина безработных родителей и отсутствия средств к существованию. Я понимаю, да, вставать по утрам раньше всех, бежать на работу, что-то делать, за что-то отвечать не так уж и легко. Но трутней надо изводить однозначно. Потому что я, например, женщина работающая, не согласна, чтобы мои налоги уходили на поддержку таких семей, пускай лучше на них дороги строят и в школах теплые туалеты, столовые бесплатные”.

Напомним, адресная социальная помощь в Казахстане назначается гражданам, чей среднедушевой доход на каждого члена семьи составляет ниже 70 процентов от регионального прожиточного минимума.

При расчете среднедушевого дохода учитывается количество членов семьи, АСП насчитывается каждому отдельно.

Кстати, адресная социальная помощь, о которой говорят люди в нашем материале и ради которой некоторые имитируют свою бедность и беспомощность, в масштабах региона – это совсем не мелочь. Как сообщили в областном управлении занятости и социальных программ, в 2020 году по Кызылординской области более 68 тысяч малообеспеченных граждан получили АСП на 5,2 миллиарда тенге. Из числа получателей АСП был трудоустроен на постоянную работу 1 521 человек и 2 063 − на временную.

В нынешнем году на адресную социальную помощь населению в Кызылординской области заложено чуть ли не вдвое больше, чем в прошлом году. Не факт, конечно, что все эти деньги будут потрачены, потратят столько, сколько будет обосновано. Главное – чтобы средства ушли действительно тем, кто нуждается.

А в лагере пользователей “Фейсбука”, несогласных с мнением Сабита Султана, говорят, что в стране надо заставить бизнес правильно относиться к работникам и обеспечить стопроцентную справедливость начисления социальных выплат, а потом уже говорить о том, что люди ленивые или обманщики.

“Насчет АСП – ее назначает государство. А если помощь получают люди, живущие в достатке − это ошибка госслужащих или… (не ошибка?)”.

“Давайте будем откровенны: на 70 тысяч тенге сейчас очень тяжело жить, а работа посудомойки − это адский труд, надо стоять на ногах по много часов, и руки всегда в воде”.

“Наши работодатели на заработную плату работников направляют только 10 процентов от всей прибыли, т. е. мизер, и требуют 100-процентной отдачи или вовсе “выжимают”, одновременно убивая в них мотивацию”.

“Жадность и наглость предпринимателей отбивают всякую мотивацию сотрудников, поэтому в Казахстане ничего не развивается. Считаю, что работникам следует платить достойную зарплату, и знаю, что тем самым они начинают дорожить своей работой и добросовестно относиться к своим обязанностям”.

“Людям надоело работать за копейки, каждый хочет кушать и одеваться нормально”.

“Жизнь нынче дорогая и диктует рыночные отношения. Просто все привыкли эксплуатировать почти даром нуждающихся. Иногда дешевле дома сидеть, чем на работу ходить”.

Но представителям бизнеса есть что ответить, и они втискиваются в общий разговор:

“Миграционную политику менять надо, без этого никак. Из-за нехватки населения и специалистов правительство не замечает упадка целых отраслей (как мукомольной, например), потому что в стране вакуум специалистов и рабочих. Если нет конкуренции среди специалистов, нет ее и среди компаний, не надо ждать чего-то прорывного среди предприятий”.

“Вы в нефтянке попробуйте поработать подрядчиком, где тарифы за последние 8 лет не поднимались”.

“У всего есть свой расчет. Вы хотите, чтобы мойщик посуды и официант зарабатывали столько же, сколько хозяин заведения, который построил свой бизнес, платит налоги, кредиты, дает работу людям?”.

“За 70 тысяч работать – позор, а дома сидеть и висеть у кого-то на шее, клянчить у людей деньги, ждать халявные продукты − это норма для вас? Ждите работу за 500 тысяч. Такой работы, правда, никто не даст”.

“Официально работать никто не хочет, не хотят терять АСП. Без проблем, пусть сидят дома, не работают. Но тогда пусть и не жалуются на жизнь”.

Кстати, квалифицированным работникам, знающим свои профессии, работодатели готовы платить хорошо и создавать для них условия, но свободных высоких специалистов на рынке труда ничтожно мало.

Их надо готовить, готовить серьезно, со школьной скамьи. Лелеять, как говорится, человека рабочей профессии.

Директор кызылординского механического завода “Квант” Жанабай БЕКИШЕВ, выступая на последнем региональном совете предпринимателей в Кызылорде, отметил, что ему, например, сейчас необходимо решить вопрос кадров, иначе есть вероятность остановки токарного цеха завода.

− В нашем токарном цехе 22 станка, − сказал он. − Однако цех не работает на полную мощность по причине отсутствия кадров. На данный момент в нем трудятся специалисты предпенсионного возраста. При выходе на заслуженный отдых этих людей работа цеха может быть полностью остановлена. Сейчас нам нужны квалифицированные кадры, имеющие навыки работы на токарных станках, электрообмотчики. А таких специалистов в областном центре – по пальцам пересчитать, представителей некоторых узких специальностей и вовсе нет.

Представитель ГКП “Кызылордатеплоэлектроцентр” Бакытжан МОЛДИМАНОВ тоже был готов говорить о рабочих кадрах:

− Сегодня молодые люди не заинтересованы в получении технических специальностей. В нашей отрасли высокая текучесть кадров. Ранее нами проводился отбор на вакантные места. Сейчас мы вынуждены принимать на работу людей без отбора. И ситуация такова, что из принятых на работу 10 человек семеро увольняются в течение 2−3 месяцев, ссылаясь при этом на разные причины. Раньше подготовка рабочих специальностей начиналась уже со школы. В связи с этим предлагаю возобновить опыт учебно-производственного комбината.

Предложение это поддержала палата предпринимателей Кызылординской области и попробует внедрить его в жизнь совместно с системой образования. Но сколько еще нужно внести предложений и решить проблем, чтобы все трудоспособные граждане нашей страны хотели учиться, работать и жить на свои деньги.

КЫЗЫЛОРДА