Москвичи думают, что им и их деньгам везде рады, но при этом сами жители российской столицы приезжих обычно не жалуют, пишет автор в своей статье на страницах издания «Взгляд».
По его словам, у московских полицейских сохраняется обычай вылавливать лиц не славянской национальности и устраивать им проверку документов, а то и личный досмотр. Подобная внешность, отмечает Садулаев, служит как бы презумпцией общественной опасности гражданина.
«А вот, например, возьмём Республику Алтай. Это один из регионов Российской Федерации. На Алтае, помимо русских, живут алтайцы и казахи. Но это, — делает акцент автор, — наши, российские казахи. Они не мигранты, они просто вот тут живут вместе с алтайцами, у них есть в республике свои места компактного проживания. И алтайцы, и казахи выглядят, мягко говоря, не очень русскими. Внешность у них азиатская. То есть вполне возможно, что в Москве их останавливают и проверяют».
Далее автор представляет вместе с читателями обратную ситуацию. Мол, что если на Алтае сотрудники полиции будут выискивать лиц неалтайской национальности? И говорить с ними примерно так:
«Какое-то у вас лицо не алтайское. Москвич, что ли? А к нам зачем приехали? Прописка есть на Алтае? Нет? Ну а хотя бы временная регистрация есть? Тоже нет? Турист? А путевку покажите. Бронь отеля. Авиабилеты с датой прилёта и вылета. Чтобы не более установленного срока без регистрации по месту пребывания. Нет? Дикие туристы, говорите? Хм… у вас проблема. Даже не знаю, смогу ли я вам помочь… подумайте сами. Может, вы террорист? Или вандал, приехали нашу природу осквернять. Понаехали тут, понимаешь. А Алтай не резиновый».
Москвичи, по словам Садулаева, очень ярко умеют выражать свои эмоции по поводу того, чтобы приезжие к ним не приезжали, пусть, мол, живут в своих горах или что у них там.
«Потому что Москва наша. А если приехал в гости – то пусть не забывает, что в гостях! Но как только приходит время отпуска, тот же москвич не хочет оставаться запертым в своей любимой Москве, а желает отправится куда-нибудь – например, на Алтай. И тут он сразу вспоминает, что не только Москва наша, а и всё вообще. Что человек проходит как хозяин необъятной Родины своей. Что у нас Российская Федерация и свобода передвижения. Только почему-то он видит эту свободу односторонней: москвич может поехать на Алтай, и ему будут очень рады, а алтайцу в Москве не рады совсем, потому что он, например, нерусский какой-то. Пусть покажет документы», — пишет публицист.
Потому что Алтай, подчеркивает автор, действительно не резиновый.
«Москва – резиновая, а Алтай нет. В мегаполисе почти безграничные возможности уплотнять и увеличивать население, на то он и мегаполис. А уникальные экосистемы, такие, как на Алтае, напротив, очень хрупкие. Увеличить плотность населения, поток туристов, застройку, нагрузку на природу – и всё сломается. Поэтому туризм нужен, но очень бережный, сознательный. Не зря среди местных уже всерьёз говорят о том, чтобы ввести квоты на посещение Алтая. Кажется, что это противоречит концепции развития внутреннего туризма. Но на самом деле нет. Потому что если «вытоптать» Алтай, то и туристическую привлекательность он потеряет. Между тем на самом деле на Алтае москвичам не так уж и рады. И без денег не нужны, и с деньгами не нужны. Значительная часть населения занята не в туристическом бизнесе, а скотоводством, пчеловодством, сбором лекарственных трав. Для них приезжие – кошмар. Даже владельцы отелей и турбаз не очень хотят массового туризма, им ценнее малочисленные, но понимающие красоту алтайской природы путешественники, которые знают, куда и зачем они едут», — подчеркивает автор.
Деньги от туристов, пишет Садулаев, оседают в карманах немногих владельцев туристического бизнеса (а владеют им часто те же самые москвичи), регион не развивается, населению этот туризм не очень-то помогает, а природа и исторические памятники подвергаются повышенному риску. Самое наглядное последствие массового туризма, которое расстраивает и местных жителей, и учёных, – это вандализм. Туристы нарушают целостность ландшафта, перетаскивают с места на места камни, чтобы строить свои «пирамидки на память». Корябают и пишут на скалах в древних урочищах свои имена. «Здесь был Вася». «Я люблю Таню». Ну и бросить бутылку из окна – это такая, наверное, туристическая традиция. Вдоль Чуйского тракта ровно на расстоянии броска там и тут мутнеют «дополнения» к природным ландшафтам, в виде пивных и винных бутылок. Москвичи гуляли.
Автор поясняет, что под «москвичами» он имеет в виду не только жителей российской столицы прекрасной столицы, а и туристов из других городов и регионов.
«Просто у местных часто так принято говорить – «москвичи», даже если, например, это туристы из Петербурга. Москвичи ведь тоже не сильно различают казахов, алтайцев и бурятов, например. Так что надо беречь природу, но не только. А ещё и сохранять уважительное отношение к жителям различных регионов, взаимопонимание и дружбу», — резюмировал автор.