– Да, Центральный Казахстан не считался сейсмичным регионом, но в последние годы международные центры, в частности, Европейский сейсмологический, в большом количестве фиксируют колебания в этом регионе, – говорит Хайдаров.
– Можно сказать, чем было вызвано это землетрясение?
– Природными тектоническими силами. В результате добычи угля в верхней части земной коры произошел дисбаланс тектонических напряжений с нижними слоями. В Казахстане планируется рост добычи угля, в том числе подземным способом. Значит, будут и подземные колебания. Процесс можно сравнить с жуком-короедом, который дырявит-дырявит большое дерево, и оно в конечном итоге падает.
– Получается, сейсмическая активность в регионе будет расти?
– Надо полагать, да.
– Алматинцы более или менее привыкли к подземным толчкам, здания стараются строить с запасом прочности. А в Карагандинском регионе возможны разрушения, если регион не считался сейсмичным?
– Естественно. Официальные карты сейсмического районирования тоже считают его не сейсмичным, там здания более уязвимы, чем в Алматы. К сожалению, из этого следует, что карагандинцы, возможно, в большей опасности, чем алматинцы.
– Могло ли это событие быть отголоском землетрясения в какой-то точке планеты?
– По мнению американских сейсмологов, сейсмичность – как конвейерная лента: шла, идет и будет идти. Происходит рост числа сильных землетрясений, особенно в Азиатском, Тихоокеанском регионах. Дисбаланс Земли тоже имеет место, ведь ось Земли испытывает некоторые волнения. Их неоднородность изменилась в пять раз в последние годы. Конечно, это не означает конец света. Само по себе внутреннее строение Земли довольно сложное. Мы живем на земной коре – тоненькой “пленочке”. “Ковыряем” ее со страшной силой, что приводит к локальному нарушению равновесия.
Что касается последствий землетрясения в Караганде, по мнению ученого, в ближайший месяц на месте добычи угля возможны выбросы метана, подвижки пластов – “стандартный набор”, который уже имел место в Карагандинском угольном бассейне.