Национальный институт гармоничного развития человека – признанный лидер в нравственно-духовном образовании детей и учащейся молодежи, обеспечивающем целостное, гармоничное интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности.
Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем Национального института гармоничного развития человека Сакеновой Еленой Николаевной о роли и приоритетных направлениях деятельности организации на современном этапе развития страны.
— Елена Николаевна! В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» в 2018 году приобрела высокий статус общенациональной программы воспитания и обучения, реализуемой на всех уровнях образования. Что предшествовало этому признанию?
Обретение независимости стало переломной вехой в истории Казахстана и его многонационального народа. В силу проявления объективных законов возникла необходимость в переоценке социальных идеалов, ценностей и приоритетов. В новых исторических условиях важно было обеспечить сохранение общечеловеческих и национальных идеалов, государственной независимости и единства народа, ценностей семьи и личности.
В 2000 году Первой Леди Республики Казахстан Сарой Алпысовной Назарбаевой была инициирована разработка Программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Инновационная педагогическая система была призвана восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, обеспечить целостное пространство Любви и заботы, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт. Суть программы виделась автору идеи самопознания во всемерной педагогической поддержке ученика в процессе его духовного роста и личностного становления.
Программа «Самопознание» в своем становлении и развитии прошла ряд взаимосвязанных этапов: разработка концептуально-методологических основ, психолого-педагогическое обоснование, методическое оформление, экспериментальная апробация, успешно завершившаяся в 2010 году массовым внедрением предмета «Самопознание» в систему образования. Потенциал Программы нашел дальнейшую реализацию в пилотном проекте по интеграции ее содержания в целостный педагогический процесс. В 2014 году опытно-экспериментальной работой было охвачено 24 организациии образования разных уровней образования – детские сады, школы, колледжи. В мае 2017 года к инновационной деятельности по нравственно-духовному образованию детей и учащейся молодежи подключились еще 48 организаций образования в разных регионах нашей республики.
В целом за 20 лет своего развития Программа НДО «Самопознание» вышла за рамки одного предмета и охватила все области учебно-воспитательного процесса, генерируя свойства целостной воспитательной системы. Педагогическими коллективами пилотных школ была проведена колоссальная работа по актуализации ценностного потенциала всех компонентов педагогического процесса.
Опыт пилотных школ во всех регионах страны убедительно продемонстрировал, что Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» создает позитивный социально-психологический климат в казахстанских школах, поддерживает в детях чувство физической, эмоциональной и социальной безопасности. При этом учащиеся имеют более высокие учебные достижения, более развитое чувство ответственности и более гармоничные взаимоотношения с педагогами, родителями, друг другом.
Ранее Институт гармоничного развития человека был одним из структурных подразделений Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бөбек». Начиная с 2021 года, он преобразован в отдельную организацию – Национальный институт гармоничного развития человека, который призван стать главной научной и творческой лабораторией по совершенствованию нравственно-духовного образования в казахстанском обществе. В этом статусе Институт обретает новые возможности, позволяющие усилить влияние программы нравственно-духовного образования «Самопознание» на процессы модернизации общественного сознания и духовного возрождения казахстанского общества.
Приоритетные направления деятельности коллектива Национального института гармоничного развития человека включают:
- научно-исследовательскую деятельность в области нравственно-духовного образования личности;
- разработку научно-методического обеспечения образовательного процесса по самопознанию для всех уровней системы образования РК, в том числе – в сотрудничестве с подведомственными структурами МОН РК, вузами Казахстана;
- подготовку педагогических кадров на курсах повышения квалификации для всех ступеней системы образования РК;
- взаимодействие с организациями образования в регионах с опорой на собственные региональные отделения и сеть базовых и пилотных школ для достижения главной цели – воспитания молодого поколения на основе общечеловеческих ценностей.
Решение этих масштабных задач зависит не только от коллектива Национального института гармоничного развития человека. Это общее дело, которое требует объединения усилий и слаженного взаимодействия всех субъектов казахстанской образовательной политики.
— В этом году исполняется 30 лет Независимости Республики Казахстан. Это важная веха в истории страны. Какие задачи, поставленные руководством страны, найдут отражение в деятельности Национального института гармоничного развития человека?
В статье «Независимость превыше всего» Глава государства особо отметил роль патриотического воспитания и формирования гражданской сознательности у подрастающего поколения. Общие ценности, идеи, объединяющие наш народ, должны прочно закрепиться в сознании всех граждан. Чем больше будет в нашем обществе консолидирующих ценностей, тем крепче будет единство народа.
Мир культуры является миром ценностей. Понятие «ценность» подразумевает то, что свято для человека, придает смысл его бытию. Ценности в значительной мере обусловлены определенными культурно-историческими стандартами и нормами. Каждая культура – это набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей, находящихся в определенной субординации. Зародившись в истории человеческого рода как некие духовные опоры, ценности помогают человеку устоять перед лицом любых жизненных испытаний. Постижение культурных ценностей – средство самопознания человека, способствующее максимальному раскрытию его духовных и нравственных сил.
В содержании Программы НДО «Самопознание» наряду с общечеловеческими ценностями изучаются духовные ценности казахстанского общества и традиции казахского народа. При этом закладываются прочные духовно-нравственные устои каждого казахстанца. Только проявляя ответственность за свои поступки, непрерывно совершенствуя себя, благодаря своему разуму и знаниям, совести и характеру, человек способен достичь успеха в современном мире. Настоящий патриотизм – это каждодневное служение своей стране и своему народу.
— Какие стратегические ориентиры Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» являются руководством к действию для коллектива Института?
Главной темой этого Послания является Человек, качество его жизни, то есть благополучие человека. Обозначены острые социальные проблемы и намечены пути их решения, предполагающие актуализацию внутренних ресурсов и жизненных навыков каждого казахстанца.
Большое внимание уделено в Послании общечеловеческим нравственно-духовным ценностям. Идея согласия, взаимоуважения и гармоничного развития становится ключевым ориентиром жизнеустройства в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Качественное образование провозглашено одним из ключевых показателей направления «Благополучие граждан» в рамках общенациональных приоритетов Казахстана до 2025 года. По поручению Президента страны Касым-Жомарта Токаева в Казахстане с 2022 года будет внедрен такой национальный мониторинговый механизм, как индекс благополучия детей.
Концепция благополучия детей учитывает не только образовательные, но и социально-экономические и социально-культурные параметры. Согласно концепции ЮНИСЕФ, понятие «детское благополучие» отражает целый ряд показателей: материальное благополучие; состояние здоровья и защищенность; образование; отношения в семье и со сверстниками; поведенческие риски; субъективное восприятие благополучия самими детьми и подростками.
Современными исследованиями доказано, что неполноценная в материальном и моральном значении жизнь, особенно на протяжении длительного периода времени, закономерно влияет на здоровье детей, развитие их познавательных способностей, успеваемость в школе, жизненные стремления, самовосприятие, взаимоотношения со сверстниками и в семье, поведенческие факторы риска и перспективы трудоустройства.
Показательно, что благополучие учащихся стало измеряться различными международными и национальными системами оценивания. К примеру, международные опросы World Health Survey, WHO-5, Gallup World Poll запрашивают информацию не только о знаниях и навыках, но и информацию о благополучии граждан для прогнозирования и планирования социальных преобразований.
Впервые крупномасштабное исследование благополучия учащихся было проведено в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2015 г., когда были определены потенциальные объективные и субъективные индикаторы благополучия учащихся. Рамка благополучия, на которой основывается PISA (PISA wellbeing framework) охватывает различные аспекты благополучия и представляет собой комплексную модель с широким спектром индикаторов.
Это такие аспекты, как физическое здоровье, уровень образования и навыков, размышления учащихся о самих себе и своей жизни, благополучие школьной среды, а также благополучие учащегося за пределами школы (внешкольная среда). Такая матрица позволяет увидеть взаимосвязь между разными категориями и сделать определенные выводы для планирования государственной образовательной политики.
Согласно результатам PISA-2018, благополучие является предопределяющим фактором академической успеваемости учащихся, то есть учащиеся, которые «в какой-то степени удовлетворены» и «умеренно удовлетворены» своей жизнью, показывают более высокие результаты по читательской грамотности. Как выяснилось, на академическую успеваемость учащихся влияют также отношения со сверстниками и педагогами, школьный климат, тревожность, пропуски занятий, установка на развитие.
Как видим, главной идеей концепции обучения и воспитания в организациях образования Казахстана на современном этапе развития должны стать всеобщие усилия по созданию благоприятной образовательной среды для благополучия каждого обучающегося через развитие актуальных жизненных навыков посредством содержания образования, возможностей школьной и внешкольной среды.
Системе образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги, которые должны быть носителями новых знаний, настоящими просветителями. Специфика Программы НДО «Самопознание» предъявляет особые требования к личности педагога.
Учитель призван координировать свою точку зрения с точкой зрения ребенка, слушать и слышать мнение ребенка, рассматривать мир его глазами. Сама суть педагогической профессии – в раскрытии природного потенциала учащихся, привитии им стремления к гармонии и совершенству.
Важно объединить все созидательные силы общества в нравственно-духовном образовании подрастающего поколения, возродить традиции коллективного воспитания. Как известно, «мудрость старейшин – капитал молодых». Необходимо шире вовлекать в образовательный процесс ветеранов педагогического труда, деятелей культуры, науки и искусства.
Полноценное развитие подрастающего поколения возможно только при условии консолидации педагогической и родительской общественности, творческой интеллигенции, бизнес-структур, средств массовой информации во имя процветания Казахстана посредством инициирования и реализации программ и проектов в интересах подрастающего поколения.
Необходимо активизировать деятельность творческих союзов, учреждений культуры, бизнес-структур в становлении и развитии духовного мира детства и юношества. Регулярно проводить конкурсы в среде творческой интеллигенции на создание произведений, способствующих гармоничному развитию детей и молодежи.
Таким образом, благополучие детей в настоящее время становится стратегическим ориентиром развития государств и национальных систем образования. Воспитание здорового, счастливого, благополучного человека — сверхзадача для каждого участника образовательного процесса, предусматривающая поддержку детей и молодежи в поисках своего жизненного пути, в развитии способностей и реализации природного потенциала.
— Спасибо за интересную беседу!