Наши Тенговки круче Рублевки! - Караван
  • $ 530.12
  • 546.08
-1 °C
Алматы
2025 Год
20 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Наши Тенговки круче Рублевки!

Наши Тенговки круче Рублевки!

Для многих хороший дом – признак благополучия, достатка и успеха. И жить успешные люди предпочитают в окружении равных себе. С ростом доходов в стране элита отгораживается от среднего класса, чей удел – многоквартирные дома или дома на шести сотках земли. Люди побогаче предпочитают жить в своем доме, окруженном большим участком, с хорошей экологией. Так образуются районы проживания элиты. Условно такие районы называются местными Рублевками. В каждом регионе они свои. Со своими особенностями, достопримечательностями и приколами.

  • 20 Июня 2014
  • 11757
Фото - Caravan.kz

Алматы

Районы не для всех

Жилье в Алматы всегда было дорогим. Но, как говорится, имидж – всё. И элитный дом стал мечтой каждого казахстанца, считающего себя состоявшимся человеком. Это подтолкнуло цены вверх, и сегодня скромное пристанище под горой ценой в 5–7 миллионов долларов никого не удивляет. Настоящий шик начинается от 15 миллионов «зеленых».

Районы элитной застройки в Алматы всегда подчинялись жесткому правилу – чем выше, тем лучше. В этом есть своя непреложная логика: город был рассчитан на 700 тысяч жителей, так как находится в природном котловане. Но живет здесь уже 1,5 миллиона. Если забраться повыше, то над городом можно увидеть коричневый смог.

Кстати, тенденцию забираться в горы ввел еще первый руководитель Казахской ССР Динмухамед Ахмедович Кунаев. Он построил одну из своих резиденций почти в горах – в ущелье Алмаарасан. Поэтому правило элитного жилья – неистоптанная природа. Дом должен быть вместительным, с собственным источником воды для владельцев и полива участка, но рядом должна быть необходимая инфраструктура.

При описании алматинской элитной застройки всплывает забытое слово – “усадьба”. Приведем описание дома за 13 миллионов долларов: участок – 1,7 гектара с березовой рощей и многовековыми дубами, площадь дома – 4 тысячи квадратных метров, три особняка на участке, отдельно стоящие банный комплекс с тренажерным залом, банкетный зал, дом для обслуживающего персонала. Как отмечается, интерьер погружает в атмосферу античной классики.

Но есть в Алматы и дома, которые ценятся за принадлежность к определенному кругу. Как правило, это коттеджные городки. Участки часто не отделены друг от друга оградой, но городок охраняется единой службой охраны. Со стороны – коммунизм в чистом виде. Но получить право купить дом здесь может не каждый. Владелец городка будет придирчиво присматриваться к кандидату, руководствуясь только ему понятными правилами.

Атырау

Нефтяные хоромы

В Атырау большинство домов прикаспийской Рублевки раскинулись по обеим сторонам реки Урал и вблизи парковой зоны микрорайона “Жилгородок”.

Часть территории около некогда шикарного парка недалеко от берега Урала в “Жилгородке” застроена коттеджами. Начали здесь обустраиваться в 90-е годы. Горожане активно выступали против любого строительства в санитарной зоне Урала и у городского парка. Но их голоса остались неуслышанными – хоромы появлялись словно грибы после дождя. Получить участок земли под строительство домовладения на этой территории мог далеко не каждый. Большинство “домиков”, растянувшихся по берегу и у парка, принадлежит богатым бизнесменам, деловым людям и бывшим руководителям различных крупных предприятий региона.

Строительству особняков у парков и вблизи Урала отдано предпочтение не случайно – центр, коммуникации под рукой, близость реки, воздух несколько чище. Цены на двух- и трехэтажные особняки, расположенные в крутых местах нефтяной столицы, жутко кусаются – начинаются от “скромного” миллиона американских долларов и выше, то есть в два раза больше. Многие такие хоромы обнесены высокими заборами с камерами видеонаблюдения.

Шымкент

Крутые районы

Было время, в Шымкенте неофициальный статус Рублевки носил микрорайон “Шапагат”. Эту славу он приобрел благодаря своевременно подведенным коммуникациям – воде, электричеству, газу.

После этого цены на недвижимость сразу пошли вверх, и район автоматически превратился в элитное место. Хотя есть и другое мнение. Мол, газ, свет и воду здесь стали проводить как раз потому, что место облюбовали себе “весовые” граждане города.

Сейчас, правда, Рублевки расползлись по всему Шымкенту. Элитные улицы появились практически в каждом районе. Вычурная архитектура двух-, трехуровневых особняков, выглядывающих из-за высоких крепостных стен, – явление для Шымкента вполне привычное. При этом каждый считает, что самый крутой район в городе – именно тот, где он сам живет.

Петропавловск

Островные прихоти

В Петропавловске территории, где обитают местные олигархи, – островные. Там нет шумных улиц с бесконечным движением, неподалеку много деревьев. А за бетонными заборами – крыши самых замысловатых конструкций и дизайна.

От вычурности до постмодернизма – так можно описать фешенебельные застройки от зоны парка культуры и отдыха и улицы Партизанской до улицы Сутюшева. Свои жилища состоятельные люди оформляли по своим предпочтениям.

Есть такой небольшой островок, где селиться престижно, и в районе ДСР. А если спуститься чуть ниже, к озеру Пестрому – за город, то можно попасть в поселок, который, по всей видимости, также скоро окажется массовым пристанищем знати. Это Мичурино. Земля здесь стала популярной. Авторитетные люди обустраиваются тут вольготно: завели подсобную рабсилу, построили бассейны, теннисные корты и даже футбольные поля. Другое престижное место – поселок Борки. Это район Петропавловского строительно-экономического колледжа. Здесь тихо и спокойно. Березки растут. Есть чем и зимой заняться – неподалеку лыжно-спортивная база. А еще североказахстанская знать облюбовала бывшие детские сады, приспособив и их под жилье. Они находятся в районе завода Кирова и детской областной больницы.

Цена на элитную недвижимость колеблется от 2 тысяч долларов и выше за один квадратный метр. Квадратура достигает 750–1000 метров. Продаются такие квадраты по рекомендации, или соседи сами находят себе новых соседей.

Тараз

Пояс благополучия

Найти в Таразе улицу, где бы компактно жили супербогатые, вряд ли получится. Но есть несколько кварталов, считающихся престижными и желанными.

В первую очередь  речь о подступах к центру города. Свободных земельных участков здесь нет, но несколько лет назад на пересечении проспекта Жамбыла и улицы Кунаева висела растяжка с объявлением о продаже участка в 10 соток. Тогда владелец за практически заброшенный пустырь просил около 100 тысяч долларов. За сколько ушел “объект”, неизвестно, но сейчас здесь стоит процветающий ресторан.

Инженер-проектировщик Юрий БОРИСЕНКО говорит, что условно можно говорить о своеобразном поясе а-ля Рублевка, который окружает центр Тараза:

– Он идет по улице Абая до Кунаева, оттуда до проспекта Жамбыла, потом сворачивает по улице Бурыл и снова выходит на Абая. Состоятельные люди выкупают здесь старые дома, сносят, а на их месте строят целые замки. Зачастую двух- и трехэтажные особняки внешне выглядят невзрачно. Но зато внутреннее убранство поражает своим размахом. Тут тебе и декоративные перила, колонны, несколько ванн и спален, баня, бассейн, бильярдная. Во дворе – газон, гуляют павлины и цесарки.

Как ни странно, многие из этих домов продаются, объявления об этом легко можно найти в местных агентствах недвижимости.

– Это своего рода бизнес: многие строят такие особняки, а затем продают, имея двойную, тройную выгоду, – считает Юрий Борисенко. – Сейчас продается 10-комнатный трех-уровневый дом на пересечении улиц Абая – Кашгари площадью 400 квадратов. Цена – 275 тысяч долларов. А вот за особняк на Кунаева – Айтиева просят 600 тысяч долларов. Для Тараза  это очень высокие цены, купить такую недвижимость не каждый сможет.

Уральск

“Самал” – это круто

Самыми престижными местами проживания в Уральске считаются район парка отдыха и дачный массив “Самал”. Главные критерии – прекрасный воздух, речка и много зелени.

Еще с советских времен в “Самале” размещались обкомовские дачи, и только начальство имело право там отдыхать. Сейчас участок земли здесь – на вес золота, простой смертный туда и не сунется. Цена колеблется в зависимости от близости к водоему и размеров участка. Сотка земли стоит от 10 до 15 тысяч долларов. Стоимость коттеджей – от 250 тысяч до 1,5 миллиона долларов. Цена квадратного метра жилья доходит до 3–4 тысяч долларов. При этом домов площадью меньше 250 квадратных метров здесь просто быть не может.

Помимо “Самала” активно осваивается богачами микрорайон недалеко от парка культуры и отдыха. Это зеленая зона в центре города. Когда-то этот район назывался Цыганский, здесь проживала цыганская община, и местное население не желало тут селиться. Зато сейчас купить здесь участок за 80–100 тысяч долларов – большая удача. А жилье в этом месте даже дороже, чем в “Самале”. Все-таки плюсов больше – рядом магазины, рестораны и прочие прелести для времяпрепровождения жен богатых. Но в основном здесь строятся бизнесмены и чиновники средней руки. А вот бастыки покруче стараются иметь жилье в “Самале” – подальше от любопытных глаз простых смертных.

Астана

Депутатский городок, или Тенговка

Так сложилось, что самые статусные персоны Астаны не живут компактно. Их жилища разбросаны по элитным комплексам, коттеджным городкам.

По экспертным оценкам, самые дорогие квартиры сейчас – на левом берегу реки Есиль. Квартиру в 320 квадратных метров с эксклюзивным ремонтом и высотой потолков в восемь метров можно купить здесь за 2,2 миллиона долларов. В квартирах – бассейн, встроенная мебель и бытовая техника. Растут даже настоящие пальмы. Чем выше этаж, тем выше цена. Примерно такие же апартаменты, площадью более 400 квадратных метров с эксклюзивной отделкой, несколькими санузлами, спальнями, гардеробными, есть и на правом берегу. Цена – более двух миллионов долларов.

Однако самое модное место сейчас, привлекающее столичную элиту, – так называемый депутатский городок Тенговка. Расположен за Дворцом независимости (“Пирамида”) и Акордой, на территории поселка Тельмана и снесенных дач. Почему его назвали депутатским? Видимо, потому, что еще в 2006-м депутаты и высокопоставленные чиновники получали здесь бесплатно 10 соток по Закону “Об индивидуальном жилищном строительстве”. Сегодня это самые дорогие участки в Астане, цены – 250–350 тысяч долларов за 10 соток. И, несмотря на стоимость, земля Тенговки – в спросе. Имеют ли право продавать участки хозяева, которым земля была выделена бесплатно? Имеют. Поскольку ограничивающие поправки в Земельный кодекс были внесены только в 2011 году, новый порядок не распространяется на тех, кто получил участки раньше.

Этот элит-городок благоустраивается вовсе не хаотично, как делалось это в Чубарах или поселке Комсомольском, а по единой концепции в отделке и архитектуре. Часть особняков уже построена и даже обжита VIP-персонами, другие только строятся, третьи уже продаются. Трехуровневый коттедж из 12 комнат (1 500 квадратных метров) с системой “умный дом”, баней, сауной, бассейном и садом оценивается в 9 миллионов долларов.

Костанай

Главное – поцентрее

Нынче в Костанае дорогим особняком никого не удивишь. Как показало время, удовольствие это не для всех. Дороговизна в содержании двухэтажных, а то и трехэтажных мини-дворцов делает их крайне плохо продаваемыми.

Сегодня на окраинах Костаная, где разрослись целые коттеджные поселки, без особых усилий можно найти дом с вывеской “Продается”. Остановлюсь на чисто костанайской особенности – особняк, расположенный на задворках 6-го микрорайона, конечно, может быть сколь угодно хорош. Но по-настоящему крутым считается тот, что забабахан в центре Костаная. Это вопрос не столько удобства, сколько имиджа. Если учесть, что в центре земля давно в дефиците даже для построек соцназначения, нужны недюжинные возможности, чтобы отхватить что-нибудь этакое.

Например, два прелестных особнячка выросли в последние годы неподалеку от Ледового дворца и бывшей площади Первоцелинников. Принадлежность одного из них условно известна. Он из сословия предпринимателей, активно участвовавших в свое время в процессе приватизации. Кто собственник второго – широкой общественности неведомо. Но вензель, вписанный в герб на фронтоне, и определенные архитектурные выверты свидетельствуют, что владелец – человек с претензиями.

Несколько раньше, на заре центрового строительного бума, как три боровичка после хорошего теплого дождя, выросли над Тоболом три домика, немедленно прозванные в народе “Три богатыря”. Роскошные особняки построены на месте сквера, вплотную к школе-гимназии им. Горького. Кто ими владеет сейчас – бог знает. А строили в свое время чиновники и их дети. Кто-то давно канул в столицах, кто-то сидит. А дворцы стоят с комфортом в тихом центре и радуют новых владельцев…

Усть-Каменогорск

Непростые поселения

В Усть Каменогорске элитный район начинался как застройка для… заводчан. На левом берегу Иртыша в считанные годы выросли поселки Металлург и Ульбинский. Невиданной красоты – для семей обычных тружеников. Сейчас от социализма здесь остались одни воспоминания.

Жизнь в больших домах оказалась не по карману плавильщикам, электрикам. Новыми владельцами особняков стали бизнесмены, руководители компаний, госучреждений, нотариусы, таможенники, банкиры… Район считается экологически благополучным, удобным, престижным. Участки по 12–14 соток продаются по 20 тысяч долларов, готовые особняки – от 150 тысяч “зеленых” и выше.

– Одну улицу заселили владельцы стоматологий, – рассказал местный старожил. – Выкупили земельные участки, построили особняки за заборами.

Сегодня поселки Металлург и Ульбинский, по сути, срослись, разделявшие их некогда сопки застроены. Тем не менее цены на дома в Металлурге выше. Причина: комбинат успел еще в “те” времена соорудить необходимую инфраструктуру – водопровод, отопление, освещение. Сейчас городская власть взялась за сооружение канализационно-водопроводной сети для Ульбинского. Но владельцы домов предложили строителям… свернуть работы: никто, мол, все равно не подключится.

– Строят так, что трубы уложены выше домов, – рассказали ульбинцы. – Кто захочет, чтобы канализационные стоки шли в дом? Строители говорят: такой проект.

Павлодар

Коттеджик у реки

Этот микрорайониз особняков в Павлодарев шутку называют районом для бедных. Живут здесь люди с достатком, хотя название местности связано с лесопилкой.

Место это – на окраине города. Пустырь, ставший микрорайоном “Лесозавод”, начали застраивать частными владениями в 1980-х годах.

– В этом месте после войны работало предприятие по переработке древесины. Лесопилку снесли, но территорию продолжали называть Лесозаводом, – говорит краевед Эрнест СОКОЛКИН.

Одна из примечательностей Лесозавода в том, что три улицы носят имена казахстанских писателей, а пять – акынов-импровизаторов. Единообразия в плане общего стиля, конечно, не наблюдается. Дома в основном обложены обычным серым силикатным кирпичом, но встречаются и современные варианты отделки. Например, с рисунком в виде рыцаря на воротах. Коттеджи стоят в районе 200 тысяч долларов. В последнее время тут чаще можно встретить на заборах объявления о продаже. Средняя стоимость одного квадратного метра – чуть больше тысячи долларов.

В Лесозаводе  имеются кафе, ресторан, гостиница, бассейн, а больница скорой медицинской помощи существовала давно. Живут в микрорайоне предприниматели, бывшие аппаратчики и “партийцы”, руководители предприятий, немало и госслужащих.

Караганда

“Дворянские гнезда”

В Караганде за звание местной Рублевки боролись несколько коттеджных поселков. Но, судя по ценам и престижу, выиграл тот, что был построен вопреки нормам и протестам общественности в парковой зоне центра города.

Землю под первый в Караганде коттеджный микрорайон местные власти отвели в конце 90-х. Тогда предполагалось, что местные буржуа сменят типовые квартиры на особняки и в городе появится своя Рублевка. Место для нее было выбрано не случайно – на выезде из города в экологически чистом районе. Название этому “поселению” меткий на слово народ дал соответствующее – “Дворянское гнездо”. Первые особняки поражали архитектурной аляпистостью (готические башни сочетались с античными колоннами и модернистскими деталями) и красноречиво свидетельствовали: здесь будут жить “новые казахи”. Однако жизнь распорядилась иначе. Когда строительство “Дворянского гнезда” (официально – микрорайон “Кунгей”) приобрело широкий размах, выяснилось, что самая большая проблема – подводка коммуникаций. Разрешение на подключение к мощностям даже для сильных мира сего стало делом проблематичным. Как следствие, газеты запестрели объявлениями о продаже готовых и недостроенных особняков в “Дворянском гнезде”. Причем до сих пор цены весьма умеренные – 150–200 тысяч долларов. Почти столько же стоит четырехкомнатная квартира с евроремонтом в центре Караганды.

С начала 2000-х развернулось строительство добротных особняков в самом центре города, на территории… парка культуры и отдыха. Карагандинские активисты подняли шум, завалили жалобами всевозможные госорганы. В разоблачительных выступлениях в прессе общественники указывали на то, что строительство в парковой зоне с вырубкой зеленых насаждений противозаконно. А на вопрос, кто получил здесь разрешение на строительство, приводили списки новоявленных домовладельцев с фамилиями известных чиновников и их родственников. Активистам удалось отбить значительную часть парка, но небольшой коттеджный городок здесь все же вырос. Дома тут продаются по баснословным для Караганды ценам – от полумиллиона до миллиона “зеленых”.