Идею издать собственную книгу Абылкасымову подсказали его подписчики из Facebook, где он уже несколько лет ведет блог, рассказывает о своей жизни, публикует небольшие заметки и наблюдения, делится множеством историй кыргызских мигрантов.
Годы разлуки с любимыми, неверность и ревность, дружба, предательство и алкоголизм, отобранные паспорта и рабство. Россияне ничего не знают о том, чего стоят мигрантам те два-три года в Москве, за которые они стараются скопить на собственный дом, свадьбу или приданое сестре. Обо всем этом и рассказывает в своей книге Кубан Абылкасымов, больше десяти лет проработавший в Москве. Историк по образованию, он начинал курьером и строителем, а сейчас трудится в экологической фирме.
Российское издание «Мослента» опубликовала два рассказа из его сборника. Медиа-портал Caravan.kz в свою очередь приводит небольшой фрагмент из этой публикации.
Автор рассказывает про долгие морозные дни в Москве: снега навалило, коммунальщики не справлялись, в общем, была «нормальная русская зима». Утром Абылкасымов шел по подземному переходу возле Киевского вокзала и у дальнего выхода увидел его.
Это был молодой человек лет тридцати с небольшим, одет не по погоде: бейсболка, легкая синяя куртка, застиранные джинсы и заношенные ботинки на тонкой подошве. Он стоял с потерянным взглядом, осматривая прохожих: черная дорожная сумка через плечо — такие носят работяги, приезжающие в Москву на заработки. Прислонившись спиной к холодной мраморной стенке, опустив глаза, о чем-то думал, порой поднимая взор и вновь опуская глаза. Автор сразу понял, что человек в беде. Абылкасымов стоял неподалеку и наблюдал за ним, делая вид, что что-то пишет в телефоне.
«По виду похож на кыргыза, есть такие у нас — сарылар называют их. Светлые волосы и усы, серые глаза. Не запил еще, видно по лицу. Замерз. Я подошел к нему.
— Привет.
— Привет, — говорит чисто на русском.
— Казах?
— Да, ты тоже? — в ответ с интересом спросил он.
— Нет, кыргыз. Меня зовут Кубан, а тебя?
— Ренат.
— Пойдем поедим, там и поговорим.
Он посмотрел на меня, с надеждой в голосе спросил:
— А работа есть?
— А документы есть? — в ответ спросил я.
— Есть», — приводит диалог автор рассказа.
Абылкасымов вспомнил, как они пришли в ближайшее привокзальное кафе. Кыргыз заказал на первое пельмени, на второе — киевскую котлету с макаронами, черного и белого хлеба и четыре стакана компота.
«Я знал, что делаю: парень голодный. Он смотрел на меня доверчиво, и видно было, что ему неудобно, прятал свои пальцы с грязными ногтями. Значит, парень порядочный.
— Ну давай, Ренат, расскажи, что случилось.
— Да что рассказывать… Работал у одного на стройке небольшой, сперва платил, а потом перестал, а потом спросил мой паспорт, я сказал, что его у меня нет, а паспорт-то есть!» — продолжил Абылкасымов.
Автор повествует, что у его новоиспеченного друга заблестели глаза, когда принесли обед. Он, сдерживая себя, с большим аппетитом принялся есть. Видно было, что парень давно не ел нормальной горячей еды.
В ходе разговора Абылкасымов выяснил, что родом Ренат из Оренбургской области. Там у него остались мать и младшая сестра, а он – единственный кормилец в семье.
В итоге Кубан устроил своего нового казахского друга на большую стройку, где другой его друг трудился завскладом.
«Приехал замерзший, ему зимнюю спецовку, зимние ботинки, шапку — все выдали новое, в бытовку отвели к ребятам-кровельщикам, работает — куда денется. Аванс получил, матери отправил…» — говорится в рассказе.