Председатель Национального банка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ тут же заверил, что все это слухи, однако тем самым подлил масла в огонь жарких осуждений.
– Никаких оснований и поводов у населения беспокоиться по обменному курсу нет… Понятно, что никакой девальвации не будет и все это слухи, – сказал он на брифинге в Службе центральных коммуникаций 2 июня, комментируя соответствующий вопрос.
Нелогично. Но страшновато
Глава Нацбанка сказал, что в Казахстане стараниями валютных спекулянтов слухи о возможной девальвации возникают “в среднем 13 раз в год”, и отметил, что курс доллара в настоящее время укладывается в нижний предел установленного монетарными властями коридора: 185 плюс-минус 3 тенге за доллар.
При этом Келимбетов напомнил, что российский рубль в последнее время укрепился по отношению к доллару, в связи с чем вопрос о девальвации тенге выглядит, по его мнению, несколько нелогичным.
– Но даже если рубль немного ослабнет, мы говорим о том, что есть запас прочности (у тенге. – “Караван”), – заключил он.
Все тут же вспомнили, что точно такие же слова Келимбетов говорил перед февральской девальвацией. И еще больше встревожились.
Но аналитики в данном случае поддерживают главного банкира – по их мнению, причин для резкого изменения курса тенге нет.
– Доверие к тенге в этом году, конечно, пошатнулось, – рассказал “Каравану” исполнительный директор брокерской компании “Асыл-Инвест” Нурлан РАХИМБАЕВ. – Восстановление спроса на национальную валюту будет происходить постепенно, по мере стабилизации курса и сохранения высоких ставок по депозитам в тенге. Для Нацбанка сейчас важно поддерживать курс в заданном диапазоне, чтобы не провоцировать спекуляции на рынке, что он в принципе сейчас и делает.
Поддержка отечественных денег
По словам финансовых аналитиков, после девальвации на валютном рынке было неспокойно. Несмотря на резкое удорожание доллара, население продолжало покупать валюту и увеличило долю своих сбережений в иностранных деньгах. В этих условиях на рынке сложился дефицит тенге, что позволило ему немного укрепиться. До начала мая курс держался на нижней границе обозначенного Нацбанком курсового диапазона – 182–188 тенге. Только благодаря вливанию тенговой ликвидности регулятор смог поддержать курс на нижней границе.
– После нормализации ситуации на рынке доллар начал постепенно восстанавливать позиции. Возможно, участники рынка поняли, что доллар дешевле стоить не будет, и начали покупать валюту, спровоцировав скачок курса. Мы считаем, что укрепление доллара мало о чем говорит, так как курс находится все еще ниже отметки 185 тенге и ближе к нижней границе курсового диапазона, – заметил наш эксперт.
В общем, по мнению аналитика, запас хода для тенге еще есть, поэтому “мы не ожидаем ослабления курса тенге выше отметки 185 в ближайшее время, учитывая высокие цены на нефть, отсутствие тенденции к ослаблению российского рубля по отношению к доллару, наличие дефицита тенговой ликвидности”.
На рынках все спокойно
Изменение курса возможно только в случае возникновения внешних шоков, например, падения цен на нефть ниже 80–90 долларов за баррель или резкого ослабления российского рубля. Цены на нефть сейчас устойчивы на отметке существенно выше 100 долларов за баррель, и макроэкономическая ситуация сейчас благоприятна для сохранения высоких цен на нефть. Курс рубля после падения в феврале – марте этого года по отношению к доллару в последние месяцы восстанавливает утраченные позиции. С пика в марте на отметке 36,6 рубля курс доллара упал до 34,3 рубля в настоящее время.
Сейчас ключевыми являются два фактора – цена на нефть и ситуация вокруг Украины. На мировых рынках пока все спокойно. Цены на металлы дошли до своего дна, цены на нефть остановились в районе 108 долларов, курсы основных валют тоже не особо пляшут. Везде сложилась такая умиротворенная тишина. В основном это заслуга международных институтов: Всемирного банка, Валютного фонда и ФРС. Которые наконец научились, как минимизировать ущерб, не тратя много сил в текущем экономическом кризисе. При малейшем всплеске они тут же корректируют цены, скупая лишнее или вбрасывая на рынок нужный товар.
Но вот как победить сам кризис, пока никто не понял. Поэтому такое спокойное равновесие не может долго продолжаться. Рынки будут развиваться. Рано или поздно произойдет, как говорят финансисты, коррекция. Иначе говоря, могут упасть или вырасти цены на нефть, металлы, зерно, валюту, инструменты – на все что угодно. А это спровоцирует ценопад на всех других рынках.
Чужие разборки влияют на курс
Ситуация вокруг Украины еще более запутана. По итогам выборов Петр Порошенко занял кресло президента. Но не смог остановить гражданскую войну. Диалог с Россией, о котором он говорил, пока не начат, так как никто не собирается возвращать Москве 3,5 миллиарда долларов за уже закупленный Украиной газ. А без денег Россия не желает строить отношения с новой властью.
По злой иронии главными потребителями российского газа были как раз восточные районы Украины – Донбасс, Харьков, Луганск, Днепропетровск, где расположены основные промышленные мощности страны. Благодаря дешевому топливу и сырью этот регион держался на плаву. Теперь именно эти регионы говорят о своей самостоятельности и желают отделиться, но долги за газ все равно требуют с Киева. У которого сейчас одна проблема – по-быстрому закончить беспорядки на востоке.
Судя по всему, Киев не думает отдавать деньги, полученные от ЕС на погашение долга. А других свободных средств у него и нет. Следовательно, Порошенко будет просить Запад надавить на Россию, чтобы она этот долг или простила, или отложила на время. Инструмент у ЕС и США есть только один – санкции. Нормально сработанные, они могут спровоцировать падение курса рубля и цены на нефть. В любом из этих вариантов жертвой также станет и Казахстан. Куда пойдет курс тенге в этом случае?
Интерес не всем по карману
Впрочем, у рядовых казахстанцев есть время обдумать свою личную финансовую стратегию. Опыт прошлых лет тоже показывает, что летом резких валютных скачков обычно не бывает. Но доллар понемногу растет каждую неделю. Так, в прошлом году курс в мае составлял 151,01 тенге, а в сентябре он постепенно вырос до 153,27. Причины все те же – снижение деловой активности, рост спроса на валюту среди отпускников и стабильные цены на нефть.
В этом году ситуация повторяется. Изменились лишь две позиции: курс тенге теперь составляет 183,5 тенге и в два раза сократился объем торгов валютой. По информации Национального банка, в мае прошлого года объем торгов валютой вне биржи составлял 1 миллиард 314 миллионов долларов, а в мае этого года он упал ровно в 2 раза – до 673 миллионов долларов. Получается, февральской девальвацией Нацбанк добился, чего хотел, – интерес к валюте есть, но купить ее уже не всем по карману. Значит, и вывоз валюты меньше – причем не только туристами, но и торговыми компаниями.