Диагноз бесплодие в нашей стране, по данным Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины (КАРМ), встречается почти у 15 процентов супружеских пар. И для тех, кто уже отчаялся родить ребенка естественным путем, экстракорпоральное оплодотворение – настоящее спасение.
Открывая новый обучающий центр, ректор КазНМУ им. С. Асфендиярова Талгат НУРГОЖИН напомнил: “Этот год в Казахстане объявлен Годом семьи. И у нас есть прекрасная программа для счастья и качественной жизни казахстанских супружеских пар “Аңсаған сәби” (“Желанный малыш”). В ее поддержку в нынешнем году государство увеличило число квот на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) до 7 000. Думаю, в мире нет страны, которая бы на столь высоком уровне поддерживала такие программы. А Казахстан это делает”.
– В нашем университете уже действует крупный центр для практического освоения медработниками всевозможных профессиональных навыков. Он расположен в 8-этажном здании на 3 тысячах квадратных метров, – продолжил Нургожин. – Там установлено симуляционное оборудование для обучения врачей скорой помощи, неонатологов, акушеров-гинекологов. И вот теперь появился новый кабинет для оттачивания мастерства врачей вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Причем не только казахстанских, но и специалистов из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана.
Имитация процедур ЭКО
Новое оборудование в КазНМУ им. Асфендиярова имитирует прокол фолликула – это полость, в которой созревает яйцеклетка, затем аспирацию (высасывание) из него содержимого. Полученные таким образом женские половые клетки, так называемые ооциты, или яйцеклетки, помещаются в питательный раствор в инкубатор и оплодотворяются. Затем репродуктологи используют их для внедрения в материнский организм. Это одна из самых ответственных процедур во вспомогательных репродуктивных технологиях!
Инновационная система “PickUpSim” для имитирования процедуры забора человеческих яйцеклеток позволяет моделировать сопротивление проникновению в мягких тканях, через которые проходит игла, в частности, поверхности яичника и фолликула. А высокоточный виртуальный тренажер “TransferSim” обучает врачей психомоторным и клиническим навыкам максимально бережного переноса полученного эмбриона в матку женщины. Вся процедура проходит с помощью мягкого и тонкого катетера под контролем УЗИ и без риска для самой пациентки. Прибор дает возможность также моделировать самые разные жизненные ситуации при проведении ЭКО.
В комплект оборудования входит компьютер с программой и муляж репродуктивных органов женщины. Таким образом, обучающимся не придется впоследствии привыкать и корректировать свои навыки при проведении реальных процедур ЭКО.
Без риска для пациентов
К онлайн-встрече подключается главный врач Международного клинического центра репродуктологии “Персона” Равиль ВАЛИЕВ, демонстрирующий работу оборудования: “Рад приветствовать всех! Это уникальное оборудование в нашей стране находится здесь, в КазНМУ им. Асфендиярова, в единственном экземпляре. Оно безвозмездно передано учебному заведению спонсорами (компаниями “Сона-Фарм” и “Мерк”) для отработки и совершенствования теоретических и практических навыков в репродуктологии. Ценность программы, кроме прочего, – в том, что она оценивает, насколько правильно доктор провел манипуляции. И по результату выдает оценку: “плохо” или “хорошо”. Так обучающийся понимает, всё ли сделал верно и какие ошибки допустил”.
– Для нас сегодня особенный день, – говорит эксперт ВОЗ по репродуктивному здоровью, директор Института репродуктивной медицины Тамара ДЖУСУБАЛИЕВА. – Когда в 1995 году мы открывали свой первый центр в Казахстане, вы представляете, что никто не мог учиться этому направлению здесь. Мы приглашали профессоров-эмбриологов из Москвы или выезжали на обучение в Россию и Израиль. А когда открыли свою кафедру постдипломного образования в области репродукции человека в Казахстане, могли давать студентам только теоретические знания. Сами процедуры, как могли, показывали на пациентах. И вот сейчас, когда на выставке в Женеве мы увидели этот аппарат, помогающий репродуктологам стать полноценными специалистами, загорелись его приобрести. Но стоимость его была невероятной! Поэтому сегодня мы очень благодарны, что нам предоставили такой подарок!
ВРТ в Казахстане – на высоком уровне
– С нашей точки зрения, репродуктивная медицина в Казахстане сейчас – одна из самых развитых областей, – вступает в беседу главный внештатный репродуктолог РК, президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав ЛОКШИН. – Сегодня ВРТ в стране занимаются 29 клиник и порядка 300 акушеров-гинекологов со специальным образованием. Мы делаем 14 000 циклов в год. Из них 7 000 – за счет средств государства и Фонда обязательного социального медицинского страхования (ФОСМС). Но сейчас самая главная проблема для всех – это доступность ЭКО для нуждающихся. Сама процедура дорогостоящая. В зависимости от сложности цена за нее колеблется от 1 до 1,2 миллиона тенге. Это около 2 200–2 500 долларов. Поэтому квоты государства – большое подспорье.
И, тем не менее, хочу отметить, что в мире нет ни одной развитой страны, где бы ЭКО стоило дешевле, чем у нас.
В Узбекистане и России – около 3,5 тысячи долларов, в США – примерно 20 тысяч, в европейских странах – от 7 до 10 тысяч долларов. Еще я хотел бы доложить, что в 2021 году по программе “Аңсаған сәби” мы уже выполнили более 6 000 программ. Осталось всего 1 000. Таким образом, я думаю, страна получит около 2 тысяч детей, потому что результативность у нас достаточно высокая.
– ВРТ дает вероятность рождения ребенка в 22–32 процентах, тогда как даже в естественном цикле, когда оба супруга здоровы и всё у них хорошо, вероятность зачатия первого ребенка – всего лишь 30 процентов, – поясняет Вячеслав Натанович. – То есть мы даем результативность порой даже большую, чем естественное зачатие.
Но если каждый год у нас заключается от 120 до 130 тысяч браков, то из них примерно 20–22 тысячи новых семей имеют проблемы с деторождением.
И около половины из них, а сейчас даже и больше, нуждаются в помощи ВРТ. Одной такой семье, чтобы обрести ребенка, требуется провести в среднем от 3 до 4 программ. Но мы только в начале пути, и нет предела совершенству. Если в 2010 году квотных программ было всего 100, в 2019-м – стало 1 200, то в этом году – уже 7 000 государственных квот на ЭКО! Хотя и это пока не обеспечивает всех нуждающихся. Потому что те, у кого попытка закончится неудачей, придут на 2-ю и на 3-ю программы. Таковы реалии.
В регионах не все знают о возможностях ЭКО
– Наши специалисты выезжают в сельскую местность, в регионы и помогают там с диагностикой бесплодия, – рассказывает Локшин. – Этот комплекс мер обычно завершается приходом в клинику ВРТ. Но мы столкнулись там с ситуацией, когда многие люди не знают о возможностях репродуктивных технологий и о том, что они доступны для них. Там большая часть населения как-то отрезана от информации. И эту проблему мы тоже решаем. В этом году совместно с российскими авторами выпустили книгу под названием “Мы ждем ребенка”, которая помогает людям понять, как все происходит при ЭКО. Обязательно переведем ее на казахский язык и задействуем интернет-ресурсы. Потому что меня, например, удивил тот факт, что на 1 миллион жителей ЭКО там предписано всего 200 супружеским парам. Бесплодие не приговор, иногда нужно просто поменять мышление — психолог
Между тем казахстанские клиники ВРТ оказывают помощь не только гражданам нашей страны, но и иностранцам, которые едут сюда не только потому, что дешево, а потому, что это очень цивилизованно, потому что есть в стране правильные законы и с правовой точки зрения всё регулируется нормально. Ну и мы много лет уже являемся членами Европейской и Американской ассоциаций репродуктивной медицины.
Отчего возникает бесплодие?
– Конечно, экстракорпоральное оплодотворение – это крайний выход из ситуаций с бесплодием. А его профилактика должна начинаться с детства, – говорит Тамара Джусубалиева. – Поэтому в свое время мы открывали кабинеты детской и подростковой гинекологии. Мы часто задаемся вопросами, какова причина бесплодия, например, у женщины, которая не делала ни одного аборта. Вроде бы благополучно вышла замуж, а детей нет. И выясняем, что причины кроются в подростковом возрасте, когда у детей развивается варикоз, расширение вен половых органов. А среди причин женского бесплодия на первом месте, как всегда, трубный фактор…
Поэтому мы говорим родителям: “Будьте внимательны к своим детям, и к девочкам, и к мальчикам, к их эндокринному статусу, особенно во время полового созревания. Обратите внимание, как они это переносят, с кем общаются. По статистическим данным UNDP (Программа развития ООН), в 14 лет девочки уже имеют партнера, и не одного. Родители должны увидеть проблему вовремя, а не тогда, когда она уже вышла замуж, и у нее нет детей. Чтобы они не несли эти проблемы во взрослую жизнь.
Сейчас мы уже говорим, что бесплодие у нас в 50 процентах женское, в 50 процентах – мужское. А ведь всё начиналось с детства.
– Еще я считаю, – добавляет Локшин, – все болезни происходят от того, что человек неправильно питается, ведет неправильный образ жизни и в голове у него непозитивный настрой. Образ жизни включает в себя воспитание половое, физическое, нравственное. Еще заставляет задуматься факт, что растет число неясных причин бесплодия, и тут мы должны обратить внимание на экологию. Это, опять же, то, что мы едим, чем дышим, какую воду пьем, какие моющие средства используем. Уже доказано, как всё это влияет на репродуктивную систему. Однажды я был сильно удивлен, когда в 2019 году Европейский конгресс репродукции человека открылся не с обсуждения лекарств от бесплодия и репродуктивных технологий, а с темы “Экология и репродукция”. Поэтому пусть слышат нас мэры городов, правительства стран, что если мы не изменим ситуацию в экологии наших городов и сел, отношение к воздушному и водному бассейну планеты, не будем контролировать питание, то столкнемся с еще большими репродуктивными проблемами!
АЛМАТЫ