Вопросов много. Но главный: почему государство решило передать частникам свои активы?
Страхи из прошлого
Слово “приватизация” в нашей стране долгие годы было чуть ли не ругательным. После того как в 90-е годы отдали в руки частников промышленные гиганты и социальные объекты, страсти не утихали еще много лет. Некоторые из проданных за смешные деньги объектов – например, здания детских садов – государству потом пришлось выкупать обратно за счет бюджетных средств. Впрочем, несмотря на все народные страхи, эксперты считают, что приватизация может оказаться полезна для экономики. Если ее провести прозрачно.
– В принципе, так делается во всем мире – сначала государство создает объекты, берет на себя расходы, потом отдает в частную конкурентную среду. Но возникают опасения: как бы не повторился сценарий, который у нас уже был. Когда государство сначала отдает частникам за гроши, а потом вынуждено у них же выкупать – но уже гораздо дороже. Так было с аэропортом, так было с энергетикой и компанией “Трактебель”. Поэтому очень важно сделать все четко и обдуманно, – считает экономист Магбат СПАНОВ.
Времени на размышления не так уж и много, приватизацию хотят провести за два года. Это минимальные сроки, считают эксперты.
– На самом деле вторая волна приватизации может оказаться девятым валом, так как объемы выставленных на продажу объектов огромные, – считает экономист Петр Своик. – И главный вопрос: зачем это было сделано? Если посмотреть статистику, то доходы от государственной собственности за последние годы – сущие копейки, притом что сама собственность – громадная и вокруг нее идут огромные экономические потоки. Станут ли прибыльными эти госпредприятия, если их передадут частникам, получит ли государство в будущем прибыль в виде налогов? Не знаю. Но разовую выручку от продажи бюджет, конечно, получит.
Что на прилавке?
Согласно перечню, утвержденному правительством, на продажу выставят около тысячи различных предприятий. Так, например, акимат Алматы готов отдать в частные руки доли 26 предприятий. Однако по большинству из них пока не решено, сколько конкретно активов передадут частникам. В Астане на продажу выставят доли 24 предприятий.
Приватизация охватит практически все важные сферы. Так, Министерство здравоохранения отдаст под приватизацию четыре объекта, Министерство образования – столько же. Частникам передадут доли оборонных предприятий, которые входили в национальную компанию “Казахстан инжиниринг”. Некоторые уйдут с торгов в частные руки полностью.
При этом для передачи в частные руки будут использованы разные механизмы: аукционы, фондовые биржи и тендеры.
Вместе с экспертами мы условно разделили все объекты на три категории. В первой, образно говоря, “неблагонадежные активы” – предприятия с долгами либо сводящие концы с концами. Среди них много “бюджетных” ТОО, которые расплодились при акиматах областей и городов как грибы после дождя. И это тема для отдельного расследования. Сегодня их выставляют на продажу, но возникает вопрос: кому они нужны?
Вторая категория – социально значимые объекты, касающиеся здоровья, образования, транспорта. Тут, по мнению экспертов, могут возникнуть спорные ситуации и спешить с их распродажей нельзя.
Ну и третья категория – “лакомые кусочки”, объекты, связанные с энергетикой, газом, нефтью. Так, национальная компания “КазМунайГаз” отдаст в конкурентную среду 27 предприятий. “Казахстан темир жолы”, “Самрук-Энерго”, “Казатомпром”, KEGOC выделят акции для народного IPO. А также продадут частникам доли в десятках своих предприятий. Понятно, что от такого ассортимента глаза разбегаются! И возникает вопрос: кто же все это купит?
Очередь покупателей
Экономист Петр Своик считает, что покупателями выставленных на торги объектов могут стать сами управляющие и директора предприятий.
Это будет практически формальная передача из правой руки – в левую. Второй потенциальный покупатель, по предположению экономиста Магбата Спанова, – владельцы теневых капиталов.
– Сейчас у нас остро стоит вопрос легализации теневых капиталов и капиталов, которые должны вернуться в Казахстан из-за границы. Механизм приватизации будет очень удобен для проведения легализации – то есть вернувшиеся деньги будет во что вложить. И использовать на благо нашей экономики, – считает он.
Список потенциальных покупателей можно расширить и геополитически. В числе претендентов на активы – представители бизнеса из стран – участниц Таможенного союза и ЕАЭС. Еще в 2011 году, когда Беларусь объявила о приватизации, было заявлено, что казахстанские бизнесмены смогут купить некоторые объекты. Правда, что купили в Беларуси казахстанцы – неизвестно. Но прецедент, хотя бы на словах, был создан. Ту же Беларусь могут интересовать казахстанские сырьевые и околосырьевые объекты.
Ну и, конечно же, вторая волна приватизации активно рифмуется чиновниками с идеей народного IPO. Правда, в общей массе распродажи – это лишь крохотные доли.
Именно поэтому очень важно сделать процесс прозрачным, считают эксперты.
Свечку будем держать!
По образному выражению Петра Своика, в таком интимном деле, как приватизация, в постели под одним одеялом должен быть третий, и тут он не лишний, а главный участник. Как в старом добром анекдоте, кто-то обязательно должен свечку держать. Нужен жесткий контроль со стороны гражданского общества – чтобы потом не расплачиваться бюджетными деньгами за огрехи чиновников.
Мы решили, что тема предстоящей приватизации заслуживает самого пристального общественного внимания. Для этого “Караван” создал в Facebook группу “Приватизация в РК. Вторая волна”. В состав авторитетной народной комиссии уже вошли экономисты, политологи, общественные деятели. Присоединяйтесь! Будем держать руку на пульсе и обо всех нюансах приватизации сообщать нашим читателям.