Контроль знаний или “угадайка”?
– Насколько эффективным оказалось ЕНТ, введенное в практику десять лет назад?
– На мой взгляд, оно себя дискредитировало за это время. Да и как могло быть иначе, если даже введено в 2004 году оно было без согласования с педагогической общественностью, не считаясь с мнением учеников и их родителей, – волевым путем.
Хочу напомнить, что прообраз нашего ЕНТ появился в середине 40-х годов прошлого столетия, когда жители французских колоний, имевшие крайне низкий образовательный уровень, хотели получить в метрополии высшее образование, а вступительными экзаменами стало для них пресловутое тестирование по простейшим вопросам с двумя-тремя вариантами ответов. Сейчас эта “угадайка” как единственный метод итогового контроля знаний и поступления в вузы используется не более чем в пятнадцати странах мира, в число которых входит Казахстан.
– Когда в сентябре прошлого года пришел новый министр образования и науки Аслан Саринжипов, многие надеялись, что он отменит ЕНТ. Но этого так и не произошло. Как считаете, почему?
– Возможно, потому, что по образованию он не педагог, а экономист. Хочется надеяться, что ему просто нужно время, чтобы вникнуть в вопросы образования. Если это произойдет, думаю, он не оставит без внимания как мнение общественности, так и результаты социологического исследования, проведенного недавно Национальным центром тестирования. Исследование показало, что большинство респондентов не рассматривают ЕНТ как безальтернативный метод итогового контроля знаний. А также, что оно не является эффективным антикоррупционным инструментом.
Сомнительное реформирование
– Наряду с ЕНТ немало нареканий вызвало введенное не так давно тестирование для выпускников колледжей – КТА. Вы, почти 40 лет проработав в системе среднего профессионального образования, также считаете его неэффективным?
– Не только я. Вспомните, как было внедрено это самое КТА. В 2011 году Министерство образования за несколько месяцев до окончания учебного года (!) волевым методом вводит Комплексное тестирование абитуриентов – выпускников колледжей, поступающих по избранной специальности с сокращенными сроками обучения в вузы. Почти 20 лет эта категория выпускников в соответствии с правилами приема в вузы поступала в них по результатам собеседования. Никто претензий не предъявлял. Не было предъявлено никаких экспертных заключений о негативных сторонах такого приема. Тем не менее новация, несмотря на многочисленные возражения профессионалов, была внедрена.
– Скажите, часто ли реформирование системы образования проводилось именно так – волевым путем?
– Систематически! И в этом беда нашей системы образования. За 20 лет независимости в Министерстве образования сменилось более 10 министров, при этом каждый из них навязывал свои, часто сомнительные идеи, внедряя их без каких-либо экспериментальных проверок, выяснения мнения общества. В органах управления образовательной отраслью, на мой взгляд, возник большой дефицит профессионалов, там преобладает авторитарный стиль работы. Чиновники, упоенные властными полномочиями, монополизировали право принятия решений, которые вызывают неприятие и протесты общества. А качество образования постоянно ухудшается.
Кстати, объективную оценку работы чиновников от образования по выполнению государственной программы на 2005–2010 годы дал Счетный комитет РК: “Из 130 планов мероприятий министерства по реализации программы не выполнено 24. Ожидаемые результаты по многим направлениям программы не достигнуты. Ее реализация действенного влияния на ключевые показатели системы образования не оказала”. После такого заключения впору подать в отставку. Но подавляющее большинство проваливших программу чиновников продолжают по сей день разрабатывать новые программы, концепции, нормативные акты.
Нет дороги – иди в педагоги…
– Но ведь наверняка причина некачественного образования кроется не только в этом? Знаете, бытует такая присказка: “Нет дороги – иди в педагоги”. Она ведь родилась не на пустом месте, сегодня катастрофически мало людей, которые выбирают профессию педагога.
– Народ всегда мудр в своих наблюдениях, но давайте проанализируем причинно-следственные связи. Почему профессия учителя, педагога потеряла прежний престиж? На самом деле доля педагога, как и социальный статус, незавидны. Им говорят добрые слова в основном лишь к Дню учителя. Их мнение никого не интересует, они завалены подготовкой множества документов: часто ненужных справок, информаций, отчетов, статистических данных. При этом органы управления образованием работают в пожарном режиме, им нередко подавай данные “с четверга на среду”, в том числе и по таким, не имеющим к ним отношения вопросам, как “о выполнении программ гендерного равенства”, “о государственной поддержке соотечественников”, “о реабилитации инвалидов”, “о профилактике религиозного экстремизма” и т. д. Их напрягают продажей книг и билетов на концерты, подпиской на журналы и газеты, уборкой территорий… За их счет по меньшей мере на 40–50 процентов формируются составы избирательных комиссий. Хотя зарплата педагогов потихоньку растет, она все равно намного ниже, чем у их коллег в Европе. К тому же часть ее приходится сдавать на различные сборы и фонды.
– Сам собой напрашивается извечный вопрос: что делать?
– Я бы предложил целый комплекс мер по оздоровлению системы казахстанского образования. Во-первых, нужно законодательно установить, что нововведения в образовании, затрагивающие права и интересы учащихся и педагогов, предварительно должны проходить экспериментальную апробацию, итоги которой и являются основанием для массового внедрения. А все образовательные новшества я обязал бы чиновников публиковать в СМИ и выкладывать в Интернете для широкого обсуждения. И, разумеется, учитывать внесенные предложения при доработке нормативных документов.
Поди-ка найди крайнего
– Но система образования у нас так часто подвержена реформам, что, боюсь, ни в каких СМИ не хватит полос и эфирного времени, чтобы освещать каждую из них.
– Поэтому я настаиваю на том, чтобы прекратить почти ежегодное внесение поправок в Закон “Об образовании”. Считаю целесообразным до конца текущего года провести аудит действующей нормативной базы, принятой Министерством образования и науки с тем, чтобы существенно сократить ее. Также предлагаю в законодательном порядке установить ответственность органов управления образованием за невыполнение и превышение своих полномочий, негативные последствия принимаемых управленческих решений.
– Легко сказать! При такой разветвленной системе – городские отделы образования, районные, областные – поди-ка найди крайнего.
– Вот я и предлагаю объединить имеющиеся в областях три структуры органов образования в одну – областные управления образования. А также сократить их штаты. Еще в течение года провести внеочередную аттестацию госслужащих, работающих во всех органах управления образованием. Причем в состав аттестационных комиссий включить не менее половины практических работников, сотрудников органов юстиции, кадровых служб. А после аттестации укомплектовать структуру образования представителями педагогической элиты, работающими в учебных заведениях. И отдельной статьей в Законе “Об образовании” оговорить, что присвоение всех категорий педагогическим работникам осуществляется аттестационными комиссиями школ, профессиональных лицеев и колледжей, а в малокомплектных школах присвоение категорий осуществляют районные отделы образования.
Хватит изобретать велосипед!
– Ну а как быть все-таки с методом контроля знаний? Какую альтернативу ЕНТ и КТА вы бы могли предложить?
– Здесь не нужно изобретать велосипед, как мне кажется. Ведь раньше выпускники школ сдавали экзамены – письменные и устные, и при этом, даже потеряв в Великой Отечественной войне 27 миллионов человек, СССР по качеству образования входил в тройку мировых лидеров, а дошкольное образование ЮНЕСКО признало лучшим в мире.
Что же касается КТА, то за несколько месяцев до итоговой аттестации выпускники колледжей подвергаются независимой оценке уровня профессиональной подготовки студентов по 3–4 основным дисциплинам. Работы проверяют в подразделениях министерства, студентам выдают сертификаты. Так почему бы выпускников колледжей не принимать в вузы в группы с сокращенными сроками обучения по конкурсу этих сертификатов? Будет и экономия бюджетных средств, и уменьшится вероятность коррупции. В странах Таможенного союза – России и Беларуси – эта категория выпускников при поступлении в вузы сдает вступительные экзамены по языку и двум предметам учебного плана специальности.
– Как думаете, вашу точку зрения разделяют педагоги страны?
– Чтобы это узнать, я бы и рекомендовал провести очередной съезд работников образования, делегатов которого избрали бы непосредственно педагогические работники. А до проведения съезда нужно организовать публичную дискуссию по состоянию образования в стране. На съезде же обсудить болевые проблемы отрасли, а высказанные предложения использовать при внесении изменений в действующее законодательство.
Состояние образования у нас на сегодняшний день неутешительное. Всем миром мы должны восстановить доверие к системе образования.
Караганда