Скандал по тяжелой: штангисты требуют увольнения тренерского штаба сборной и изменений в национальной федерации - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Скандал по тяжелой: штангисты требуют увольнения тренерского штаба сборной и изменений в национальной федерации

Скандал по тяжелой: штангисты требуют увольнения тренерского штаба сборной и изменений в национальной федерации

На днях в Алматы прошла конференция с участием штангистов и их тренеров. На ней лично, а также онлайн присутствовали порядка 30 человек, в том числе призеры и чемпионы мира и Олимпийских игр. Они довольно резко и откровенно высказались о ситуации в сборной Казахстана.

  • 30 Сентября 2021
  • 1851
Фото - Caravan.kz

Катализатором выступления спортсменов сначала в соцсетях, а затем на конференции послужила смерть их друга и коллеги Альберта Линдера.

– Альберт был жизнерадостным, добрым, целеустремленным, открытым человеком, – вспоминает брат погибшего Семен Линдер, вице-чемпион Азии-2015 среди юниоров. – Он всю жизнь посвятил спорту, следил за режимом, соблюдал на сборах все правила, не гулял, не курил, не пил спиртного. Когда мы спрашивали его, почему у него нет девушки, Альберт отвечал, что она будет его отвлекать от тренировок.

– Однажды во время одного из сборов к Альберту подошел Алексей Геннадьевич Ни (бывший главный тренер сборной Казахстана. – Прим. ред.) и сказал ему, что он поедет на Олимпиаду в Рио, если выполнит ряд неких требований. Выслушав их, брат отказался, потому что был честным человеком. Он просто не мог поверить в то, что ему предлагают, ведь мы все – одна семья. Перед заключительным предолимпийским стартом, чемпионатом Азии в Ташкенте, Альберт на внутреннем допинг-контроле вдруг сдал положительную пробу. Раньше он всегда был “чистым”, и я на 100 процентов уверен, что он ничего не употреблял. Его просто слили за то, что он не стал выполнять тех требований.

“Мне 28, но я до сих пор его боюсь”

– У Альберта была главная цель – Олимпиада. Он несправедливо не попал туда, у него началась депрессия. Однако его личный тренер Сергей Седов продолжал на него давить, давал ему на тренировках бешеные нагрузки. Все видели, как брат страдал.

Он буквально уползал с тренировок, терял сознание возле дверей в комнату.

– На сборах в Таразе Альберт был сильно подавлен. До этого Седов несколько раз приглашал его к себе, и, возвращаясь от него, брат постоянно плакал, повторяя: “Я так больше не могу. Зачем он это делает?”. После одной из таких продолжительных встреч Альберт убежал от него через окно. Прибежав в комнату, он что есть силы стал бить кулаками в стену и сломал руку. Только после этого Седов отправил его со сборов. Дома Альберт лежал в постели с дубинкой, повторяя, что за ним придут и его хотят убить. Все это ему внушил тренер.

– Многие, в том числе Седов, говорят, что Альберт сам ушел из спорта. Это не так. Просто он уже ни физически, ни морально не мог тренироваться. Сергей Седов с детства в спортивном интернате публично применял к нам с братом физическое и психологическое насилие. Он забрал у нас карточки и получал за нас зарплату, ссылаясь на то, что берет деньги на витаминизацию. Мы боялись об этом говорить, потому что наша психика уже была сломлена. Альберт долго тренировался у Седова, а тот даже не приехал на его похороны, не соизволил написать его маме слова соболезнования.

– Альберта я знала с детства, – говорит Карина Горичева, бронзовый призер Олимпиады-2016. – Его странное поведение я заметила в 2017 году, когда он перестал есть и пить, но при этом тренировался. На него было больно смотреть. Я подтверждаю слова Семена. Сергей Седов, действительно, поднимал на нас руку, но мы боялись сказать что-то против. Мне 28 лет, но я его до сих пор боюсь.

Карина Горичева
Карина Горичева

“Рита, я не хочу жить!”

– Я тренировалась у Энвера Туркелери, была на одних сборах с Альбертом и Семеном и не раз становилась свидетельницей этого ужасного отношения, – рассказывает Мадина Астамирова, чемпионка Азии-2011 среди девушек. – Меня всегда удивляла и возмущала запуганность в их глазах.

Я спрашивала: почему они не сменят тренера? Ребята отвечали, что Седов обещает им тогда перекрыть везде кислород.

Они боялись, что у них отберут любимое дело и их спортивная карьера на этом завершится. Сергея Владимировича (Седова. – Прим. ред.) еще до назначения старшим тренером сборной всегда поддерживал Алексей Геннадьевич Ни. Поэтому он и позволял себе многое. Надеюсь, компетентные органы этим заинтересуются, и мы дадим свидетельские показания.

– Расскажу одну показательную историю, – добавляет Маргарита Елисеева, чемпионка Азиатских игр-2014. – Когда я уже завершила карьеру и жила за границей, ко мне приехала в гости Карина Горичева. Я никогда не видела ее в таком состоянии. Она говорит: “Рита, я не хочу жить! Если бы ты меня не пригласила к себе, я, наверное, что-нибудь с собой уже сделала бы”.

По ее словам, на чемпионате Казахстана Седов просто выгнал ее, когда начал в разминочном зале кричать при всех: “Ты никто! Ты не спортсменка! Олимпийскую медаль ты выиграла случайно! Иди отсюда”.

И Карина ушла.Я предлагала ей устроиться в фитнес-центр, где работала сама. С такими достижениями ей цены бы не было. Наш менеджер ждала ответа Карины 3 месяца, тогда как свой тренер выкинул ее, как использованную тряпку. Она даже начала изучать английский язык, но Седов уговорил ее вернуться обратно в тяжелую атлетику. Говорят, что тренер не должен быть близок спортсменам. Это не так. Лично я – из детского дома, и тренер был для меня как отец. Всё, что есть во мне, я взяла на сборах. Другой жизни я не видела. И Седов тоже много значил для своих спортсменов.

Маргарита Елисеева
Маргарита Елисеева

“Чистые”, “грязные”

– Вся эта безнаказанность началась еще в мое время, когда Сергей Седов сам тренировался, – говорит Мария Грабовецкая, чемпионка Азии-2005, серебряный и бронзовый призер Азиатских игр. – Все это поощрял Алексей Ни. Главным его методом борьбы с теми, кто не подчинялся и много говорил, был допинг. Пока тренируешься, ты “чистый”, но перед важными соревнованиями на допинг-контроле оказываешься “грязным”. Невольно задаешься вопросом: почему? Приходишь к выводу, что тебя просто сливают.

– Вот простой пример. Выступили на Азиатских играх, прошли там допинг-контроль – всё нормально. Прилетаем обратно и в тот же день сдаем допинг-тест уже дома, чтобы попасть в состав на чемпионат мира, и вдруг я уже “грязная”. На вопрос, как такое может быть, Алексей Геннадьевич отвечает: “Значит, подсыпали в самолете”.

У Ни всегда кто-то был виноват, при нем всегда были какие-то интриги.

– Другой случай. Перед чемпионатом мира мы сдавали бесконечные допинг-пробы, которые оказались положительными. Мы попросили тренера из юниорской сборной проверить мою пробу под другой фамилией. Результат оказался отрицательным. Ну и какой вывод можно из этого сделать?.. “Я был вынужден покинуть Казахстан”: тренер Ильи Ильина, который помог Узбекистану выиграть золото Олимпиады

– Перейду к сути проблемы, – говорит Мадина Астамирова. – В сборной есть определенная группа людей, которая покрывает несправедливое отношение тренеров к спортсменам. Сейчас здесь, на конференции, присутствуют 3 поколения сборников, и у каждого из них одни и те же проблемы. Получается, что на протяжении последних лет 20 ничего не меняется. Все это в конечном итоге привело к гибели парня. Поэтому хочется, чтобы нас услышали и приняли соответствующие меры. В 2017 году об этом пытался говорить заслуженный тренер Казахстана Батырбек Оздоев, дав детальное интервью. Ранее у Ильи Ильина была конфликтная ситуация, из-за которой он ушел от Алексея Ни к Ержасу Болтаеву. Надеюсь, на этот раз наше обращение не проигнорируют.

“Привилегии всегда получают легионеры”

– Хотелось бы поднять еще и тему легионеров, – продолжает Мадина Астамирова. – Каждый олимпийский цикл к нам завозят спортсменов из других стран, в то время как в Казахстане много своих талантливых ребят. При этом привлекаются даже дисквалифицированные за допинг. С ними заключают контракт, им дают деньги, на них переключается внимание. А всё дело в том, что привозят их сами тренеры сборной. Посмотрите, какие хорошие результаты показали свои девочки в Рио: Жазира Жаппаркуль взяла серебро, Карина Горичева – бронзу, Маргарита Елисеева заняла 5-е место. А их повезли на Олимпиаду только потому, что Зульфия Чиншанло, Майя Манеза и Светлана Подобедова отбывали наказание за допинг. Эти дисквалификации стали для сборной как глоток свежего воздуха. Да и перед Лондоном в чемпионате Казахстана наши девушки выступили сильно, но почему-то привилегии у нас всегда получают легионеры. Мы не нуждаемся в натурализации спортсменов из других стран. У нас богатые спонсоры, прекрасное финансирование, и идти оно должно на поддержку своих ребят, казахстанцев. Сколько девочек надеялось выступить в Токио? Но вернулась Чиншанло…

Скажу вам откровенно, поскольку тесно с ними общаюсь, когда Зуля после долгого перерыва появилась в зале, у всех опустились руки. Девочки мне так и сказали, что смысла готовиться к Токио больше нет, потому что в любом случае повезут Чиншанло.

– Заметьте, что сейчас ни в зале, ни онлайн нет ни одного иностранца. Тот же Ниджат Рагимов год назад разносил федерацию за то, что ему не выплатили зарплату. А сейчас, когда погиб его близкий друг и мы обратились к нему за помощью и поддержкой, он ответил, что ему всё равно. И это, действительно, так. Легионеры могут наезжать на федерацию, только когда дело касается их личного благосостояния. До других им дела нет.

Заявление по собственному желанию и 2 000 километров

– В период пандемии в сборной полностью сменился тренерский штаб, – говорит Айгерим Ауелбек, серебряный призер чемпионата мира-2015 среди девушек. – Тогда началось деление на удобных и неудобных спортсменов. Новый главный тренер Бахыт Ахметов стал звонить и настаивать, чтобы мы подписали заявление на увольнение по собственному желанию. При этом у нас были действующие контракты. На каком основании, к примеру, я должна была писать это заявление, если все условия соблюдала: сборы не пропускала, на всех допинг-контролях присутствовала? Поэтому я отказалась идти на уловки главного тренера. Тогда он стал угрожать мне увольнением в одностороннем порядке. Позже с теми же требованиями начал звонить Седов, который к женской команде вообще никакого отношения не имеет. Я обратилась в федерацию с просьбой разъяснить ситуацию, но она только тянула время. Помогло лишь письмо в Национальный олимпийский комитет.

– С Бахытом Ахметовым я сталкивалась в 2018 году во время подготовки к Юношеской Олимпиаде, – рассказывает Дарья Павлова, вице-чемпионка мира-2017 среди девушек. – Уже тогда у нас возникло недопонимание. После пандемии же меня вызвали на сбор взрослой сборной, которую стал тренировать Бахыт Бешимбекович. По протоколу 3 дня мы должны были провести в изоляции. Однако в первый же день нас отправили на тренировку. На следующий день я сдала положительный ПЦР-тест. Тогда мне стали указывать, чтобы я всем врачам говорила, будто никуда не выходила из комнаты. Доктор сборной пообещал, что меня положат в больницу, и если самочувствие будет хорошим, а новый ПЦР – отрицательным, то я вернусь в команду. Однако вместо этого главный тренер посадил меня на такси в 9 часов вечера и отправил домой за 2 000 километров. При этом он даже не поинтересовался: есть ли у меня деньги, могу ли я где-то заночевать. Вот так он от меня аккуратно избавился. Я об этом написала исполнительному директору федерации Алдияру Нуралинову, но в итоге меня же сделали виноватой.

“Конструктивного диалога уже не получится”

– Мы можем говорить сколько угодно, но, пока на проблему не обратят внимания министерство культуры и спорта, Национальный олимпийский комитет, порядка не будет, – уверена Мадина Астамирова. – От федерации поддержки и понимания мы не получаем. Даже сейчас с ее стороны не было ни одного звонка, ни один человек ни с кем из нас не связался, не спросил, чего мы хотим. Конструктивного диалога с федерацией уже не получится, потому что он ей не нужен. Там ждут, что всё само собой уляжется, и мы снова замолчим. У нас достаточно информации и фактов, которыми мы поделимся уже с компетентными органами.

– Посмотрите на тренеров. Им не дают работать. Бахыт Ахметов и Дмитрий Чурсин (старший тренер центра олимпийской подготовки. – Прим. ред.) сначала были тренерами юношеской команды, но потом каким-то образом стали главными во взрослой сборной. При этом ни тренеров из областей, ни спортсменов никто не спросил. Разве мы не имеем права высказать свое мнение?

Тем более что за небольшой срок работы Ахметова и Чурсина к ним тоже накопилось немало претензий. Пришло время говорить об этом.

– Мы выражаем полное недоверие штабу и работникам федерации, которые не предпринимают никаких мер в разрешении сложившейся ситуации. Просим, чтобы главный тренер и старшие тренеры, следующие всем его указаниям, освободили посты. Просим честные выборы на чемпионате Казахстана, который пройдет в Талдыкоргане. Просим федерацию во всем этом разобраться или уйти в отставку, чтобы освободить места для тех, кто, действительно, будет за спортивный принцип и здоровую конкуренцию в сборной.