А я еду, а я еду за туманом
В 1968 году Альберт Михайлович был председателем маршрутно-классификационной комиссии совета по туризму и экскурсиям при Казахском совете профсоюзов, а затем его назначили президентом Федерации спортивного туризма Республики Казахстан.
Альберт Михайлович родился в Алма-Ате в 1931 году. После школы он поступил в Иркутский авиационный техникум, а потом – на авиазавод в том же Иркутске. Именно во время учебы Альберт Чеусов и пристрастился к пешеходному и лыжному туризму.
За 3 десятка лет в Сибири он прошел все маршруты Восточного и Западного Саян, Тункинских Гольцов, Хамар-Дабана, Тофаларии, верховьев Енисея.
В 1964 году Альберт Михайлович вернулся в Алма-Ату и стал покорять уже казахстанские маршруты. Но коренным алмаатинцам Альберт Чеусов больше известен как человек, благодаря которому в южной столице зародилась идея моржевания.
Лучше проруби только прорубь
А началось всё в 1953 году со статьи в спортивном журнале. Водолаз Осман КУМУКОВ, известный тем, что мог часами плавать в зимнем море, да еще в одежде и полном военном снаряжении, поделился секретами нечувствительности к холоду. Тогда, 70 лет назад, о моржевании знали немногие, зато о подвигах Османа, спасшего более тысячи человек, слышали все. Альберт Чеусов, строго следуя напечатанным советам, решил искупаться зимой в Ангаре, и после этого зимнее купание надолго стало его увлечением.
– В молодости я любил бросить себе вызов, – вспоминает Альберт Михайлович. – Когда мы жили в Алма-Ате, я сидел зимой в ледяной воде горной речки и считал до 1 000. Это около 17 минут. Сейчас обычно считаю до 100. Еще устраивал себе снежные ванны – закапывался в сугроб с головой и сидел там несколько минут.
Тем не менее эта бравада давала хорошие результаты. Многие алмаатинцы видели эти экстремальные трюки и тоже хотели научиться делать так же, поэтому количество моржей в южной столице только росло.
Приветливые Карпаты
Вряд ли в Казахстане можно найти хоть один туристический маршрут, который не прошел бы Альберт Михайлович. Да и во всем Советском Союзе мало троп, которые были бы ему неизвестны.
– Больше всего мне понравились Карпаты, – поделился спортсмен. – Там просто потрясающие горные пейзажи. Но больше всего запомнились люди. Они там удивительно приветливые. Я остановился в Мукачево, на самой границе. Когда я выходил утром на пробежку, все со мной здоровались, будто знали меня целую жизнь.
Комфортного отпуска в санатории на берегу Черного моря Альберт Михайлович тоже не чурался. Но совсем бездельничать 2 недели он не мог себе позволить. Профсоюз оплачивал путевку полностью, но билеты на поезд или самолет необходимо было покупать за свой счет. Однако путешественник решил обойтись без этих хлопот и к Черному морю из Алма-Аты и обратно ехал на велосипеде. На дорогу уходило меньше недели.
А еще у Альберта Михайловича была мечта – выйти на пенсию и уехать на Таймыр с ружьем и палаткой. Пенсии в 160 рублей вполне хватило бы на консервы и вещи первой необходимости, а тундра дала бы всё остальное.
Для шерпа возраст не помеха
Но судьба распорядилась иначе. После развала Советского Союза пенсии стали копеечными, их с трудом хватало и на жизнь в городе, да и Таймыр стал заграницей.
Однако Альберт Михайлович не такой человек, чтобы роптать на судьбу и предавать мечту.
Переговорив со знакомыми альпинистами, он узнал, что на Эльбрусе требуются шерпы. Так называют тех, кто несет огромные баулы для состоятельных туристов.
Работа эта очень тяжелая. Рюкзак весит от 40 до 80 килограммов, и необходимы навыки альпинизма. Ведь в горах воздух разрежен, и любой, даже очень выносливый, человек будет задыхаться и без тяжелого груза. На эту работу, по понятным причинам, берут в основном молодых, а Альберту Михайловичу тогда было уже 60. Но возраст не помешал ему стать сирдаром (главным шерпом). Платили за это просто фантастическую, по меркам 90-х, сумму. Целых 100 долларов в день. Это было как 2 средних зарплаты или 3 пенсии.
Призовой билет в новую жизнь
Так вышло, что семья Альберта Михайловича переехала в Питер. Зять был офицером на таджикско-афганской границе, но из-за наркокурьеров служба стала очень опасной. Причем главная опасность исходила от своих же солдат. Контрабандисты щедро платили пограничникам, чтобы те не препятствовали перебрасывать через кордон смертоносное зелье.
Время было голодное, и солдаты шли на предательство, чтобы прокормить семьи. Если бы их поймали с поличным, то открылась бы перестрелка, и вину за убитых офицеров свалили бы на наркокурьеров.
Зять подал в отставку, но с ценным сотрудником минобороны так просто расставаться не хотело, и его вместе с семьей переправили на более спокойную границу с Эстонией в Ленинградской области. К дочке и внуку выехала супруга Альберта Михайловича. Переезд пробил большую дыру в семейном бюджете, и глава семьи собирался выехать в Питер, как только накопит денег на первое время, но тут подвернулся счастливый случай.
Там, на самом краю земли
В 2001-м в Алматы проходил горный марафон. Нужно было пробежать 42 километра. Главным призом был авиабилет в оба конца в любую точку Европы.
Альберт Михайлович вышел победителем, и в качестве приза выбрал полет в Германию. Там проходил Берлинский международный марафон, в котором спортсмен давно хотел поучаствовать.
Забег стартовал 30 сентября, накануне дня рождения. К сожалению, из-за перелета завоевать призовое место тут не вышло. Но новые друзья из Германии удивились такой самоотверженности и на следующий день после забега организовали банкет для гостя из Казахстана.
Обратным рейсом Альберт Михайлович полетел уже в Питер, к семье. И поселился в Ленинградской области. На долгие походы времени уже не было, но, чтобы быть поближе к природе, семья купила дачу в маленькой деревушке. Единственное, чего не хватает для полного счастья, это друзей из Казахстана.
– Очень хочется съездить в Алматы, встретиться с друзьями, да и просто походить по старым улочкам. В этом городе вся моя жизнь прошла, – грустно говорит Альберт Михайлович. – Но сейчас всё испортила пандемия.
Жизнь без болезней
Альберту Чеусову – 90 лет, а по физической форме он может дать фору многим молодым. Каждое утро и зимой, и летом у Альберта Михайловича начинается с пробежки (1,5 километра) и купания в реке Нарве, что на российско-эстонской границе. От города Сланцы, где живет Альберт Михайлович, до любимого места купания – около 2 десятков километров, поэтому приходится ехать туда на автобусе ранним утром. Есть своя речушка и в Сланцах, но для купания она слишком грязная.
После купания надо сделать несколько десятков приседаний и наклонов. Времени это занимает ровно столько, чтобы успеть на автобус в Сланцы.
Результат дает о себе знать. За всю свою долгую жизнь Альберт Михайлович не выпил ни одной таблетки, а что такое простуда и грипп, он знает только по рассказам знакомых. Да что там простуда! Все болезни обходили крепкий организм стороной, а артериальное давление никогда не выходило за рамки идеального – 120 на 80.
Среди туристов Казахстана Альберт Михайлович стал легендой. Любители купания в проруби, альпинисты, поклонники пешего и лыжного туризма до сих пор не забыли это имя.
АКТОБЕ