Дети стали слабее
– У меня ребята-второклашки, 2006 года рождения, – начинает разговор Александр. – Я их веду с прошлого года. В группе – 36 человек. Наша команда находится при клубе “Зоркий”, но денег на нее не хватает. Сборы, поездки на соревнования организуем, как правило, за свой счет. В “Зорком” не ясно даже будущее молодежной команды, которая по регламенту должна быть при каждом клубе суперлиги чемпионата России. Финансирование ведется из городского бюджета, а видов спорта в Красногорске немало.
– В вашем детстве в родном Мончегорске было из чего выбирать?
– В нашем небольшом городке видом спорта номер один всегда был хоккей с мячом. Хорошо были развиты горные лыжи, а в мое время еще и конькобежный спорт. Но постепенно все стало затухать, сейчас даже хоккея нет. Прикрыли “Североникель”, оставив в области только одну команду – “Мурман” из Мурманска. Она в последнем сезоне заняла первое место в высшей лиге и сейчас ищет финансы, чтобы заявиться в суперлигу. В Мончегорске спортивные школы работают, но ребятам надо видеть хоккей вживую, кому-то подражать, за кем-то тянуться. В городах не хватает рекламы хоккея. Раньше в Алма-Ате нам раздавали афиши на матчи “Динамо”, и мы ходили, расклеивали их по городу. Сейчас никто не хочет тратить свое время на привлечение детей, те сидят по домам за компьютерами. Помните, в советское время мы сдавали нормы ГТО? Тогда даже середнячки получали значки. Я решил своих ребят проверить по тем нормативам. На золотой значок сдали только один-два человека. Представляете, как сильно упала физическая подготовка детей?!
На воспитание – в Караганду
– Вы в юном возрасте переехали из Мончегорска в Алма-Ату. Как это произошло?
– Я уже в 15 лет играл за “Североникель” в высшей лиге. Там меня увидел Эдуард Айрих, пригласил в “Динамо”. Из Мончегорска в Алма-Ату добирался самостоятельно – сначала до Москвы поездом, потом самолетом. Никаких проблем в новом коллективе не возникало – мы сразу с молодежью сдружились: Слава Горчаков, Коля Шмик, Фарид Зигангиров. К тому же я сразу попал в состав, стал играть.
– “Динамо” как ведомственная команда МВД проблемы с армией решила?
– Да. В то время всю молодежь собирал свердловский СКА. Привозили со всего Союза человек тридцать, четверо-пятеро оставались в команде, остальных отправляли служить в спортроту. Мне удалось остаться в Алма-Ате. Числился я в части № 7552, что на проспекте Сейфуллина. В учебку нас троих – Валеру Привалова, Володю Зайцева и меня – отправили в Караганду. Приняли там присягу, пробыли около месяца, и нас вернули в Алма-Ату.
– Только вы да Николай Шмик дважды стали чемпионами СССР, выступая за алма-атинское “Динамо” – в 1977 и в 1990 годах. Можете сравнить эти два чемпионства?
– В 1977-м мы заканчивали сезон в Калининграде (сейчас Королёв. – Прим. ред.). Туда приехали уже чемпионами после победы над московским “Динамо”, хотя должны были сделать это еще раньше, в Архангельске. Но вместо победы сыграли с местным “Водником” вничью. А ведь уже и банкет был заказан, и столы накрыты. Но в конце концов свое взяли, как бы нас ни “душили”, – слишком мощная в Алма-Ате была команда.
В 1990 году нас никто в расчет не брал. Команда была молодой – из ветеранов только Вовка Набер, Коля Шмик и я. Подрастали Никишов, молоденький Ринатик Шамсутов, Юра Алексеев, Маряшин, Новожилов, Курочкин, Сашка Золотарев. В начале сезона у нас был большой выезд – матчей восемь. Мы в них взяли 50 процентов очков. То есть оказались в середине таблицы. А после Нового года все уже к нам поехали. Тут-то мы и стали собирать очочки, лезть вверх. Когда за нами кинулись, было уже поздно – у нас оставались только домашние матчи. Главное, что ребята поверили в свои силы, а то мы перед сезоном психологически не были готовы к чемпионству.
Памятная ваза
– В 1978 году “Динамо” выиграло Кубок европейских чемпионов, но вас среди тех, кто получил значок мастера спорта международного класса, не оказалось…
– Звание присваивали только 15 хоккеистам. Я входил в их число, отыграл требуемое количество матчей. Но… В команде были ребята постарше. Эдуард Фердинандович вызвал: “Александр, ты еще успеешь, а вот ребята на сходе, надо присвоить им”.
– Какие подарки получали от МВД за победу?
– За чемпионство вручили по гвоздичке и фарфоровой вазе с памятной надписью (она у меня дома стоит), а также дали по окладу. Очередники получили машины и квартиры. Но не все было так, как хотелось. Поэтому и Гена Любченко уехал, а за ним Бочков с Лобачевым. У них дети родились, но они жили в двухкомнатных квартирках. Попросили трехкомнатные, им пообещали, но не дали. Тогда через год после Кубка чемпионов они покинули команду. Жалко. То “Динамо” могло бы еще лет десять в чемпионах ходить. Впрочем, как и “Динамо” 90-х.
Норвежский период
– Какие воспоминания остались от семи лет выступлений в Норвегии?
– Там я не только играл. Помогал взрослой команде как играющий тренер, а также работал в клубе еще с тремя возрастами. Все они становились чемпионами Норвегии. Отбоя от желающих тренироваться не было. После трех-четырех лет начал задумываться, чтобы остаться в Норвегии подольше. Тем более что младший сын Дима уже там родился. Поскольку в хоккее платили немного, стал подрабатывать днем электриком, а по ночам лед заливал. В общем, крутился как белка, целыми днями занят был.
– Как семья к этому относилась?
– Жена Света понимала, что я поехал в Норвегию деньги зарабатывать. Все, наверное, думают, что подписал контракт – и можешь ничего не делать. Это не так. Свете, конечно, было тяжело с двумя детьми на руках. Стало полегче, когда старший сын пошел в школу при российском посольстве.
– Что-нибудь с Норвегией сейчас связывает?
– Разве только знакомые ребята – и россияне, и норвежцы помнят.
– Почему вернулись?
– Жена не выдержала. Был там один неприятный момент. Когда Дима родился, на него полагалось детское пособие. Но мы узнали об этом только через два года. Пришли за деньгами, а их, оказывается, уже получили. Был у меня там один “друг”, который по доверенности все и получил. Судиться с ним не стали. К тому же я хорошую работу получил. В Норвегии я работал у одного миллионера – президента всемирно известной фирмы по производству упаковок. Он меня назначил своим представителем в Казахстане. Четыре года отработал. Попутно встречался с бывшими одноклубниками. Идея возрождения хоккея с мячом постоянно вспоминалась. Наконец нашли спонсора, получили первые деньги, собрали сборную и поехали на первый чемпионат мира. Было это в 1995‑м в Америке. Нас тогда засудили в матче за третье место с финнами (2:3). Тем было так стыдно, что они во время награждения снимали свои медали и вешали нам на грудь. Мы переиграли целых пять минут – матч продолжался до финского гола.
От хоккея с мячом – одни останки
– Как соотносятся постоянные третьи места сборной Казахстана на чемпионатах мира с развитием хоккея с мячом в республике?
– Ну как, если его, по сути, нет?! Поехали мы с Сашкой Ионкиным поднимать хоккей с мячом в Уральск. Там хоть молодежь в него играла – в других городах и этого не было. Хотели в Уральске создать клубную команду под сборную. Пригласили несколько россиян – Новожилова, Золотарева, Никишова, чтобы молодым было на кого равняться. Дали бы нам года два-три, и был бы результат. Получилось же, как обычно. Сначала: “О, какие люди приехали! Давайте, давайте!”. А как начали работать, то молодежь нам не отдают – у них свой тренер есть, то еще что-то. Вместо того чтобы помогать, нам по рукам все били да били, работать не давали, интриги разные плели. Вот и играют в сборной приглашенные россияне. Когда мы брали третьи места на чемпионатах мира, то основу сборной составляли те, кто прошел школу алма-атинского “Динамо”. Сейчас тех, кто играл в Казахстане, практически нет.
– Поступи предложение из Казахстана, долго бы над ним размышляли?
– Это очень серьезный вопрос. Понимаете, нужна поддержка со стороны руководства. Если ее нет, в одиночку ничего не сделаешь. Ведь кроме взрослой команды надо организовывать спортивные школы. Надо лет восемь, чтобы выросла своя плеяда. Возьмите Венгрию. Там развивать хоккей с мячом начали, создав одну команду. Далее стали поднимать детский хоккей, организовали чемпионат. Если они и дальше будут идти так же последовательно, то скоро начнут Казахстан обыгрывать. Мы ведь не можем всю жизнь выезжать только на российских игроках. Хотя на данный момент это необходимость – нужен хоть какой-то уровень. А наберем своих ребят – и придется скоро соперничать с Сомали.