Что отпугивает иностранцев
– Что сейчас мешает иностранным туристам приехать в Казахстан?
– Сегодня представители стран Таможенного союза (не более 90 суток) и государств с безвизовым въездом (не более 30 суток) регистрируются в пунктах пропуска через государственную границу Казахстана. Граждане других стран должны зарегистрироваться в течение пяти календарных дней после пересечения границы по месту постоянного или временного жительства в миграционной полиции. При изменении места проживания иностранцы в течение пяти дней проходят перерегистрацию в местных органах внутренних дел. Как видите, это очень непростая и длительная процедура для иностранных туристов. Сейчас Комитет индустрии туризма совместно с МВД работает над проектом в Астане по регистрации иностранцев в отелях по месту проживания. Ранее такая система была введена в ряде отелей Алматы.
– Одна из главных бед нашей туристской отрасли – цены на услуги отелей и дороговизна инфраструктуры в целом. Как снизить затраты туриста?
– Высокая цена на проживание и авиабилеты значительно увеличивает стоимость тура в Казахстан. Сегодня цены на проживание в казахстанских отелях гораздо выше, чем в аналогичных гостиницах в ведущих туристических странах. Завышенные цены связаны с низкой заполняемостью гостиниц, недостатком конкурентной среды и сильной зависимостью от бизнес-туристов. Сегодня среднегодовая загрузка отелей в стране составляет более 20 процентов, в то время как в мире она – 67 процентов. Для преодоления сезонности нужно развивать другие виды туризма – экологический, оздоровительный, культурный, спортивный, пляжный, сельский.
Кластер нам в помощь
– Правительство одобрило концепцию развития туристской отрасли на ближайшие пять лет. Какой объем работы предстоит сделать?
– Основной стратегической целью концепции является утверждение Казахстана в качестве глобально узнаваемой туристской дестинации – то есть центра туризма – к 2020 году.
Предполагается развитие пяти территориальных кластеров (Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан, Западный Казахстан). Северная и южная столицы позиционируются как центры делового туризма, Алматы – также как центр горного туризма. Восточный Казахстан – как центр экологического туризма, Южный Казахстан – культурный туризм. В Западном Казахстане предполагается развивать культурный и пляжный туризм. При реализации всех проектов прогнозируется рост новых мест размещения в 2,3 раза, поток туристов составит более 8 миллионов человек в год. Предполагается создание более 200 тысяч рабочих мест.
– Какие проблемы встают при реализации туристской концепции?
– Можно выделить несколько узловых проблемных моментов. Первая системная проблема – улучшение инфраструктуры туризма. Это дороги, коммуникации, энергетика, биотуалеты и т. д. Второе – транспортная составляющая: отсутствие дешевых региональных перевозчиков, особенно авиационных. Третье – недостаточное продвижение рекламы. По статистике, поступления от зарубежных туристов на каждый доллар вложенных в рекламу бюджетных средств составляют 387 долларов. Четвертое – недостаток квалифицированных кадров. Пятое – необходимость улучшения визового и миграционного режима. Шестое – нехватка мест размещения и недостаток качества сервиса. Поэтому в концепцию развития туристской отрасли вошли четыре основных блока: улучшение правовой базы, улучшение инфраструктуры, активный страновой маркетинг и кластерное развитие с поддержкой значимых проектов. Например, среди необходимых изменений в нормативной базе – отмена визового режима для граждан экономически и политически стабильных стран, меры по повышению уровня привлекательности страны, развитие инфраструктуры в туристских регионах республики.
Неиспользованные возможности
– Где вы лично предпочитаете отдыхать? И в какое время года? У вас, как у председателя Комитета индустрии туризма, есть льготы от турфирм?
– Я отношусь к категории людей, предпочитающих отдыху за бугром отдых дома. При наличии стольких живописных и красивейших мест в нашей стране, считаю, грех куда-то ездить. Бурабай, Алаколь, Кольсай, Баянаул, Сарыагаш, Каспий, Урал, Восточный Казахстан – этот список можно продолжить. Но так получилось, что последние три года у меня не было отпуска. В основном предпочитаю отдыхать дома с семьей и родителями. Льгот и преференций у меня нет.
– На что планируется делать акценты: на въездной туризм или на внутренний?
– Наши главные приоритеты – развитие как внутреннего, так и въездного туризма. По итогам января – сентября 2013 года количество посетителей внутреннего туризма увеличилось на 8 процентов по сравнению с таким же периодом 2012 года и составило 2,7 миллиона человек. За этот же период количество посетителей выездного туризма увеличилось на 21 процент и составило 5,1 миллиона человек. Причем каждый иностранный турист обеспечивает, по статистике, три рабочих места, потому что туризм – это и проживание, и питание, и сфера развлечений, транспорт и т. д.
– Одной из проблем въездного туризма являются дорогие авиабилеты…
– Сегодня остро ощущается нехватка региональных перевозчиков. Ситуация может измениться с созданием новой авиакомпании Air Kazakhstan, которая будет базироваться в основном на внутренних линиях. Планируется, что она начнет осуществлять рейсы к началу 2015 года. Наряду с этим будут создаваться условия по развитию рынка внутренних перевозок и субсидирование внутренних авианаправлений.
– Какова сейчас доходность туристской отрасли?
– Доля туризма в мировом ВВП составляет 9,4 процента. В 2012 году сумма этих поступлений достигла 1,075 миллиарда долларов. Если говорить о Казахстане, доля туризма в валовом внутреннем продукте (услуги по проживанию и питанию) составляет около 0,3 процента. При полноценной поддержке со стороны государства отрасль может дать 3 процента ВВП к 2020 году.
Сценарные варианты
– Как в Казахстане организована подготовка туристских кадров? Каков спрос на эту профессию?
– По данным 2013 года, в Казахстане кадры для туристской отрасли готовят в 53 высших учебных заведениях и 49 учебных заведениях технического и профессионального образования. В бакалавриате учатся 14 955 человек, в магистратуре – 372, в учреждениях технического и профессионального образования –
2 413. Министерство индустрии и новых технологий проводит работу по созданию школ туризма и гостиничного бизнеса на базе двух строящихся колледжей мирового уровня в Астане и Алматы. Считаю, обществу надо менять отношение к культуре индустрии туризма. В той же Турции отношение к туристам очень позитивное, и работать в сфере туризма престижно.
– За счет чего будет развиваться наш туристский бизнес: инвестиций, госсредств?
– Как показывает международный опыт, туризм на начальной стадии должен развиваться за счет инвестиций государства в инфраструктуру проектов. Причем мы считаем, что средства должны вкладываться в те проекты, которые будут окупаемы и интересны частным инвесторам. Государственно-частное партнерство – это один из основных факторов развития индустрии туризма. Международные эксперты выделяют три сценария развития туризма в Казахстане до 2020 года. Пессимистичный сценарий: создание 50–60 тысяч рабочих мест, доля частных инвестиций – 2 миллиарда долларов, доля в ВВП – 1 процент. Консенсусный сценарий: 150–170 тысяч новых рабочих мест, частные инвестиции – 4–4,5 миллиарда долларов, доля в ВВП – 1,5 процента. Оптимистичный сценарий: 270–300 тысяч новых рабочих мест, частные инвестиции – 6–6,5 миллиарда долларов; доля в ВВП – 3 процента. Разница в этих сценариях определяется уровнем изменения нормативной базы и выделением финансирования как на инфраструктуру, так и на отдельные крупные проекты.
Удар по национальным интересам
– ЭКСПО-2017 ставит множество амбициозных задач. Что предстоит Казахстану сделать здесь в рамках туризма? Как и за счет кого мы обеспечим приток туристов?
– Главная задача для Казахстана – не просто проведение такого крупного мероприятия, а чтобы страна стала узнаваемым местом привлечения туристов со всего мира. Эксперты говорят, что количество посетителей выставки ЭКСПО-2017 должно составить около 2 миллионов человек.
1,7 миллиона – это жители самой Астаны и других регионов Казахстана, 300 тысяч – иностранные посетители. Для этого предложены инвестиционный и маркетинговый планы, программа повышения конкурентоспособности столицы, модель управления туризма и привлекательные туристские пакеты.
– Будет ли меняться визовый режим?
– Ключевыми рынками для привлечения туристов помимо стран СНГ для нас являются Китай, государства Ближнего Востока и Индия. С учетом России это огромный рынок, примерно 200 миллионов туристов. Необходимы меры по облегчению визового и миграционного режима именно с этими странами. Практическими механизмами могут стать онлайн-оформление виз, увеличение периода пребывания без регистрации с 5 до
15 дней. В ближайшее время, согласно информации МИДа, Казахстан готовится ввести безвизовый режим с 10 странами. Далее планируется введение безвизового режима на летний пятимесячный период с целым рядом государств.
– Обстановка в ряде туристских стран стала накаляться: политическая нестабильность, протесты, наводнения. Перестали ли ездить за границу наши люди?
– В последнее время много разных политических, природных, эпидемиологических катаклизмов происходит в Египте, Таиланде, странах Ближнего Востока. Пока мы не ощущаем снижения показателей выездного туризма. По итогам января – сентября 2013 года количество посетителей выездного туризма увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 14 процентов и составило 7,6 миллиона человек… Выездной туризм у нас преобладает над въездным. Это приводит к тому, что ежегодно более 400 миллионов долларов уходит из страны в экономику других стран. Поэтому с точки зрения национальных интересов Казахстану необходимы меры по исправлению этой ситуации.