К примеру, в школе-лицее села Акшукур работают 30 мужчин-педагогов, в школе № 21 села Рахат города Жанаозен – 45, в двух школах Мунайлинского района – 83. По словам школьного психолога Нуржамал ИНСАМБАЕВОЙ, мужское воспитание в корне отличается от женского. Психологи шутят – часто дети воспитываются в “однополых” семьях, то есть мамами и бабушками. Мужского примера перед глазами нет.
− В моем классе 25 учеников, из них у 7 нет отцов. У кого-то они умерли, у других родители развелись. То есть мальчики не видят дома мужского воспитания. Особенно эта проблема становится острой в подростковом возрасте. Поэтому педагог-мужчина – это хороший пример. Мальчики его воспринимают как друга, брата, наставника, а некоторые − даже как отца, − говорит Нуржамал Инсамбаева.
По мнению психолога, чаще всего парни выбирают профессию учителя, если кто-то в их семье был педагогом.
− Недавно в нашу школу после университета пришли несколько парней, я вижу, как они быстро нашли общий язык с детьми, как дети их полюбили, как они общаются с ними, как ведут уроки. Я как-то спросила у одного мужчины, почему он выбрал профессию учителя математики? Он ответил, что, во-первых, его мама была учителем, а во-вторых, когда он учился в школе, то очень хотел, чтобы преподавали именно мужчины. Второй педагог рассказал, что он выбрал профессию учителя истории, потому что еще со школьной скамьи был убежден, что историю должен вести обязательно мужчина, − отмечает психолог.
Рустем ЮСУПОВ работает учителем уже 26-й год, преподает физику и информатику. Начинал работать в Узбекистане, преподавал в классах с русским языком обучения, а в 2003 году переехал в Казахстан. Работал в сельской железнодорожной школе в селе Мангистау, затем в селе Жетыбай, был завучем и даже директором одной из районных школ. Переехав в Мунайлинский район, устроился в школу № 10 в селе Батыр, где и работает по сей день. Одиноким в коллективе себя не чувствует – в этой школе почти половина учителей – мужчины. Их здесь больше 40!
− Раньше это было в новинку – все удивлялись, когда слышали, что я учитель. Помню, от поступления в педагогический институт меня отговаривали одноклассники, знакомые и друзья. Но я люблю свою работу, и с каждым годом она становится всё интереснее, − отмечает Рустем Юсупов.
Рустем занимается с детьми исследовательской работой и подготовкой к олимпиадам. Есть хорошие результаты – его ученица заняла 3-е место на международной олимпиаде. У самого учителя 5 детей. Дочь решила пойти по стопам отца – сейчас учится в НИШ и мечтает стать учителем физики и математики. Кроме того, Рустем Юсупов, как и все остальные мужчины-учителя в этой школе, участвует еще и в хоре. Кризис старшего возраста: кем заменить пенсионеров-педагогов
− Всё началось в прошлом году, когда мы готовили сюрприз для женщин-коллег к 8 Марта. Создали импровизированный хор, спели. И всем настолько понравилось, что решено было создать постоянный хор. С тех пор в хоре “Батыр” участвуют 40 учителей-мужчин, − добавляет Рустем Юсупов.
В нынешнем году, как отмечают в областном управлении образования, настоящий бум на педагогические специальности, даже несмотря на увеличение порогового балла для поступления.
– У нас есть все основания полагать, что стимулом стало принятие Закона РК “О статусе педагога”. В приведенном законе наряду с защитой прав педагогов предусмотрены материальные или нематериальные блага. Поэтому интерес к профессии педагога, которая ранее считалась непрестижной и низкооплачиваемой, сейчас растет, – отмечает Гульмира МАМАЕВА, заместитель руководителя областного управления образования.
Трехсменка и некомплект
В регионе работает 11 малокомплектных школ, больше всего таких учебных заведений в самом отдаленном – Бейнеуском районе. Самый малочисленный класс состоит всего из 3 учеников.
Несмотря на то, что практически каждый год в регионе открывают новые школы, на всех их все равно не хватает. В области до сих пор остаются школы с трехсменным обучением – в регионе их 15. Больше всего таких школ в областном центре и в Мунайлинском районе. Причем третья смена – это не значит, что дети учатся до полуночи. В эту смену ставят в основном 5-е и 6-е классы, у которых меньше предметов, чем в старших классах. Они приходят на уроки сразу после того, как заканчивают учиться первоклассники. То есть примерно с 11.00 до 14.00. Вторая смена учится в свое обычное время.
В этом году побит рекорд и по количеству первых классов. В одной из школ в Актау набралось сразу 17 первых классов, поэтому здесь есть класс с буквой “Н”. Одна из районных школ немного не дотянула до областного центра – здесь максимальное количество первых классов – 16.
Творят школьники
В прошлом и нынешнем учебном году на территории 2 школ в Актау появились уличные библиотеки. Придумал их один из семиклассников. Домики для книг помогли установить учителя. Теперь школьники, которые ждут родителей возле школы, могут почитать книгу из уличной библиотеки.
Сразу в нескольких школах Мангистау открылись теплицы. Здесь школьники сами выращивают фрукты и овощи. В одной из таких школ теплица обеспечивает витаминами малоимущие семьи. В Назарбаев Интеллектуальной школе в Актау этим летом и вовсе получили небывалый урожай – 200 килограммов огурцов. Теперь здесь пытаются вырастить грецкий орех, который вообще не встречается на полуострове.
АКТАУ