Частные автопарки Кызылорды самовольно отменили льготы - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Частные автопарки Кызылорды самовольно отменили льготы

Частные автопарки Кызылорды самовольно отменили льготы

Льготы пенсионерам сохранены только в автобусах на 5 центральных городских маршрутах автобусного парка Кызылорды.

  • 22 Сентября 2021
  • 277
Фото - Caravan.kz

Еще около 30 маршрутов обслуживают предприниматели, которым не достаются бюджетные деньги. На субсидирование частных перевозчиков надо 526 миллионов тенге, считают в городском отделе ЖКХ.

В принципе, в этом нет ничего необычного. В регионах с транспортом, к сожалению, всегда проблемы. В итоге водители автобусов бросают пенсионеров на остановках. “КАРАВАН” уже писал про случаи, когда на полпути высаживали школьников – как невыгодных пассажиров. Водители потом получают выговоры, но система не меняется. Построить себе новое здание на берегу Сырдарьи – на это у акимата деньги есть. Решить проблему оплаты в автобусах – денег, разумеется, нет.

Аргументы автопарков стандартные: льготников много, нам за них никто не платит, запчасти дорогие, техника быстро приходит в негодность из-за жесткого климата, и вообще, давайте поднимем тарифы на проезд.

Интересно, где в Казахстане погода мягче? У нас везде зимой холод, летом – жара. Вся страна находится в зоне резко континентального климата. Точно так же везде дорогие запчасти, так как свои не делаем. Льготников тоже везде много. Что делать?

Опыт Алматы показывает, что проблема не в технике, а, как всегда, в людях. Не все деньги, которые пассажиры платят за проезд, доходят до кассы автопарков. Доходы их меньше, и они требуют или повышения стоимости проезда, или больше субсидий из бюджета. При этом, когда акимат предлагает автопаркам отказаться от маршрута в пользу конкурента, никто не спешит уйти с накатанной дороги. Транспорт – это живые деньги.

Есть варианты для исправления ситуации? Снова вспоминаем опыт южной столицы и Нур-Султана: нужна электронная система оплаты проезда. Тогда деньги можно будет учесть и подсчитать. И, как оказывается, 80 тенге вполне хватает автопарку прожить. При этом оборот оказывается больше той цифры, которой он оперирует. Так, в сентябре 2016 года объем рынка пассажирских перевозок в Алматы оценивался в 800 миллионов тенге в месяц. Через год работы “Onay” оказалось, что через систему проходит уже 2 миллиарда тенге в месяц. Это без увеличения тарифа. Так что плач перевозчиков надо делить на два, а то и на два с половиной. Даже с учетом того, что треть пассажиров города – льготники, за которых государство никогда охотно не платило. Деньги на карту: шквал негодования вызвало внедрение системы электронного билетирования в автобусах Кызылорды

Но этот же опыт говорит, что для наведения порядка нужны деньги. Для акимата Алматы запуск проекта “Onay” встал в 830 миллионов тенге. Для такого города, как Кызылорда, проект такой же системы обойдется в 130–150 миллионов. Есть у акимата средства? Пока нет. Опускаем руки? Нет. Существуют экономические методы решения проблемы, которые исполнительные органы страны недолюбливают.

В принципе, в Кызылординской области с подачи управления молодежной политики уже работает очень интересная бюджетная программа. Ее цель – обеспечить льготный проезд в городе студентам из малообеспеченных семей.

Им выделяют деньги на проезд в автобусах и маршрутках. Ежегодно дают 90–100 миллионов тенге, которые получают 3,5 тысячи человек.

Эту практику можно распространить на всех льготников. То есть деньги на субсидии, которые выделяют коммунальному автопарку, напрямую распределить среди пенсионеров, студентов и школьников. Если не через систему типа “Onay”, то через банковские карты. Проникновение карт уже более чем достаточное. Понятно, что деньги не покроют все обещанные субсидии. Но хотя бы часть. Это надо признать, а не прятаться. Но сам льготный проезд отменить. Оставить единый тариф для всех.

Что это дает? Появится конкуренция на рынке. Средства дойдут до всех автопарков. Все пассажиры станут равными и приносящими доход. Не будет оставленных детей и брошенных пенсионеров.

Льготники получат живые деньги, и они уже сами будут решать, на что их потратить.

Для более мобильных надо будет оптимизировать свои расходы. Для тех, кто пользуется транспортом мало, это будет лишней копейкой, которую они смогут потратить на более насущные нужды.

Снизится нагрузка на транспорт, так как многие льготники используют свое право на бесплатный проезд для того, чтобы добраться до более дешевого магазина. Получив деньги на руки, пенсионер, скорее всего, решит потратить их на покупку рядом с домом.