Только 2 примера. В селе Урунхайка, на берегу заповедного озера Маркаколь, школа 1959 года постройки.
Ее возвели местные жители своими силами, методом асар. На протяжении 60 лет старое здание служило очагом знаний и культуры, пока не пришло в аварийное состояние. Больше 10 лет урунхайцы писали во все инстанции. Три года назад служба ЧС запретила старое строение для эксплуатации. По данным отдела образования Курчумского района, учебный год сельским ребятишкам пришлось начать в мини-центре. Что называется, в тесноте, да не в обиде. При этом проект нового здания на 80 мест был разработан еще в 2020 году. Люди надеялись, что 1 сентября 2021-го их дети, наконец, придут в современные цивилизованные условия. Но проект забуксовал. В областном акимате его сочли дорогостоящим, отправили на корректировку. И только сейчас в Урунхайку прибыли строители.
Один в один ситуация в селе Жолнускау того же Курчумского района. Старое школьное здание давно признано аварийным, другого, где могли бы заниматься дети, нет. Лет 5 назад в районе решили построить в селе малокомплектное учебное заведение на 50 мест. Но в руководстве области засомневались: а нужно ли такое селу? В итоге стройка, которая могла стартовать в 2017-м, в лучшем случае начнется в конце 2021-го.
В целом, как еще летом сообщили в ходе областного совещания, в селах на востоке страны до сих пор больше 50 деревянных и саманных школ!
По данным облдепартамента по обеспечению качества в сфере образования, 9 школ в аварийном и предаварийном состояниях, в 2 школах есть риск перехода на трехсменное обучение. Более того, пока в облуправлении образования заверяют, что для всех 647 учебных заведений доступны цифровые образовательные платформы для учащихся 1−11-х классов, в облдепартаменте по обеспечению качества в сфере образования приводят иные данные: во всех (!) сельских школах скорость Интернета ниже 4 Мб/с, то есть он медленный. В десяти – отсутствует совсем. Как в них зайдут на образовательные порталы?!
– Больше половины школ – 55 процентов – нуждаются в замене предметных кабинетов, – сообщили в инспекционном ведомстве. – Оборудование для практических и лабораторных работ по химии, биологии и физике имеется частично или его вообще нет. Мебель, как правило, устаревшая. В 79 школах, это 12 процентов от общего количества, нет спортзалов. Больше 50 школ, размещенных в приспособленных зданиях, работают без столовой или хотя бы буфета.
А еще в 220 населенных пунктах дети вынуждены ездить на учебу в соседние села, так как дома учиться им негде – школы закрылись.
Таких ребятишек больше 3 тысяч – от первоклашек до выпускников. Каждый день их перевозят 195 автобусов, в любую погоду: в гололед, мороз, метель. Что в это время чувствуют родители? Причем не секрет, что во многих районах мобильная связь исчезает сразу, едва выезжаешь за околицу.
Понятно, что в области что-то делают. Например, приобретают 160 предметных кабинетов для 100 школ. Но если посчитать – это капля в море. Если речь о городских школах, где контингент, как правило, около 1 тысячи учащихся, им необходимо по 2 лингафонных кабинета, 2 кабинета информатики, плюс кабинеты химии, физики, биологии, географии, робототехники, мастерские… Минимум 11 кабинетов на школу. По одному такому кабинету должно иметь каждое сельское учебное заведение с числом учащихся от 80 до 500. А всего в регионе, напомним, 647 учебных заведений. Дети в Костанайской области проводят по 9 часов в школе из-за расписания автобуса
– Планируется, что в 2022 году будет построено несколько новых школ, – пояснили в облдепартаменте образования. – В том числе должно появиться учебное заведение на 600 мест в Риддере, 2 школы на 1 200 и 300 мест в микрорайонах Семея. Идет разработка проектно-сметной документации учебных заведений в районах перспективной застройки Усть-Каменогорска, Семея, Аягоза, а также административного центра Уланского района.
Стало известно, что в Восточном Казахстане новый учебный год начался для 193 тысяч школьников.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК