За три месяца – 55 пострадавших
В районе Центрального стадиона Алматы 3 мая автобус на полном ходу выехал на газон, захватив тротуар, – у него лопнуло колесо. Очевидцы видели, как в разные стороны разбегались прохожие, едва не угодившие под машину. Две недели назад водитель маршрута № 106 превысил скорость, не справился с рулевым управлением и на повороте зацепил другой автобус. Тот задел легковушку. Свидетелями другой апрельской аварии стали десятки людей. Автобус с пассажирами маршрута № 118, двигаясь по проспекту Абая в западном направлении, на полном ходу вылетел в сквер. Чудом под колеса не попали люди, которые шли по аллее для пешеходов. Остановило машину дерево. К счастью, обошлось без пострадавших.
Всего, по данным пресс-службы департамента внутренних дел Алматы, за три месяца этого года зафиксировано 47 дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта. 55 человек пострадали.
И приходится констатировать, что усилия, предпринимаемые различными органами и ведомствами, не в силах сделать общественный транспорт Алматы безопасным.
Кто остановит беспредел?
По поводу работы общественного транспорта Алматы в “Караван” систематически звонят недовольные горожане.
– Регулярно вижу, как водители автобусов № 25, 35 чуть ли не дерутся между собой за пассажиров, на бешеной скорости мчатся наперегонки, – говорит алматинка Виктория. – А потом резко давят на тормоз. Сколько раз пассажиры падали, ударялись лицом о поручни. Вечером в час пик на Абая – Кунаева они открывают двери во втором, третьему ряду, людям приходится бежать между машинами, чтобы сесть в автобус. Та же картина – возле автовокзала “Сайран” по улице Толе би, в западном направлении. Детей, стариков высаживают с третьего ряда. Водители только ухмыляются на замечания… Кто остановит этот беспредел?!
– Кто-нибудь заглядывал внутрь автобусов маршрута № 31? – возмущается пенсионерка Алима Сериковна. – Сиденья дырявые, грязные. Машины постоянно ломаются. А на маршрутах № 106, 85 словно работают камикадзе: они и по телефону болтают, и несутся на огромной скорости, подбирая чуть ли не на ходу пассажиров. Страшно за свою жизнь, своих детей, которые вынуждены каждый день ездить на таких автобусах!
– Водители маршрута № 99 выбрасывают пассажиров на ходу, подгоняя криками “тес, тес”, – рассказывает алматинка Алена П. – Часто вижу, как они за рулем болтают по телефону, матерятся. Еще включают громко музыку, курят, игнорируя жалобы пассажиров.
– Водитель троллейбуса № 25 постоянно разговаривает по мобильному телефону, кричит, матерится на пассажиров, а ведь женщина все-таки. Как такую грубиянку держат на работе? – возмущается пенсионерка Людмила Владимировна.
Алматинка Светлана Ш. панически боится ездить на общественном транспорте Алматы после того, как стала в этом году свидетелем страшной аварии: автобус маршрута № 29, несясь на всех парусах в выходной день, в районе Центрального рынка врезался в легковой автомобиль. Все, кто ехал стоя, попадали, в машине были пострадавшие…
Корень зла
Из-за создавшейся в городе ситуации с общественным транспортом складывается впечатление, что у нас борются не с причиной дорожных бед, а лишь с их следствием.
– За три месяца выявлено 626 нарушений правил дорожного движения со стороны водителей общественного транспорта, – комментирует представитель ДВД Алматы Салтанат АЗИРБЕК. – Среди них управление автотранспортным средством без водительского удостоверения, выезды на встречную полосу, создание аварийной ситуации на дорогах, нарушение правил маневрирования, плохое техническое состояние, систематическое нарушение ПДД и другие. 16 должностных лиц – руководители автопредприятий – привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Профилактическая работа проводится, но все-таки нужно ужесточить ответственность должностных лиц, принимающих на работу водителей. Несколько лет назад были инциденты, когда за руль пускали молодых юношей, 20–21 года, граждан других стран, не знающих специфику инфраструктуры мегаполиса.
“Караван” не раз сообщал о вопиющих случаях, когда алматинцы калечились в городском транспорте, но возмещать ущерб пострадавшим было некому: водителя увольняли, а руководство предприятия снимало с себя всю ответственность.
Как не было порядка, так и не будет?
Многие алматинцы считают, что причины бардака на дорогах – погоня за прибылью.
Вот что написал в соцсетях Бостандык: “Нужно вводить фиксированную оплату водителям без привязки к выручке плюс ежемесячную премию – надбавку за соблюдение интервала движения. К такой форме оплаты нужно принудить все частные автопарки, и тогда “байга” прекратится. При СССР водитель наличности не видел. Он смотрел на дорогу, на безопасную высадку и следил за интервалом, за соблюдение которого его премировали”.
Автор Екатерина тоже напомнила хорошую практику: “В Минавтотрансе КазССР был такой проект – “Пассажиропотоки”, когда засланные сотрудники садились в автобусы в разное время суток, считали вошедших, вышедших пассажиров, время в пути, а потом компьютерная программа разрабатывала график движения. От его соблюдения зависела оплата водителя”.
– Водители троллейбусов да и автобусов, где установлены валидаторы, постоянно берут деньги с людей, а взамен дают клочки бумаги, – говорит студентка одного из колледжей Мадина. – Бывает, пассажиры выходят, они забирают у них билеты, чтобы снова потом продать другим людям. Попробуй скажи что-то – покроют матом.
30 апреля вступил в силу новый Закон об ужесточении наказания за нарушение правил дорожного движения. Но будут ли наши автобусы, троллейбусы от этого безопаснее? Издевательства над пассажирами стали нормой! В таком случае готово ли руководство управления пассажирского транспорта Алматы нести материальную ответственность перед пострадавшими в городском общественном транспорте? Или опять пожурят нарушителей да на том и успокоятся?..