Благополучие детей как стратегический ориентир развития государства и национальной системы образования - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Благополучие детей как стратегический ориентир развития государства и национальной системы образования

Благополучие детей как стратегический ориентир развития государства и национальной системы образования

В своем Послании народу Казахстана в канун 30-летия независимости нашей страны глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль общечеловеческих ценностей как фактора единения нации.

  • 8 Сентября 2021
  • 7309
Фото - Caravan.kz

По его мнению, каждый гражданин в полной мере должен ощутить плоды независимости, главные из которых — мирная жизнь, общественное согласие, повышение благосостояния народа, уверенность молодежи в своем будущем.

В этом контексте представляется исключительно важным поручение Президента страны Касым-Жомарта Токаева о разработке и внедрении в Казахстане с 2022 года такого национального мониторингового механизма, как индекс благополучия детей, который иными словами называют «казахстанским индексом детского счастья».

Если раньше в фокусе системы образования были в основном академические достижения учащихся, то сейчас утверждается более широкое и многогранное видение результативности образовательного процесса. Концепция благополучия детей учитывает не только образовательные, но и социально-экономические и социально-культурные параметры. В этом смысле качество образования соотносится с такими глобальными категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны, динамизм общества, его способность адаптироваться к постоянным изменениям. Понятию «благополучие» содержательно близки по смыслу понятия «счастье», «процветание», «качество жизни», «удовлетворенность жизнью».

Современными исследованиями доказано, что неполноценная в материальном и моральном значении жизнь, особенно на протяжении длительного периода времени, закономерно влияет на здоровье детей, развитие их познавательных способностей, успеваемость в школе, жизненные стремления, самовосприятие, взаимоотношения со сверстниками и в семье, поведенческие факторы риска и перспективы трудоустройства.

Благополучие детей становится объектом живого интереса как в науке, так и в социальных процессах. Такие научные области, как экономика, общественное здравоохранение, психология, социология, изучают различные аспекты благополучия. Так, нобелевские лауреаты в сфере экономики Джозеф Стиглиц и Амартия Сен предложили заменить стандартный экономический показатель качества жизни (валовой внутренний продукт) показателем благополучия людей. А Всемирная организация здравоохранения уже с середины XX века характеризует здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия человека.

Согласно видению Организации экономического сотрудничества и развития, благополучие общества – это та общая цель, которая объединяет абсолютно всех, несмотря на пёструю мозаику представлений государств о своем будущем. «Компас обучения-2030» ОЭСР определяет знания, навыки, отношения и ценности, которые необходимы учащимся, чтобы реализовать свой потенциал и внести вклад в благополучие своих стран и планеты в целом.

Показательно, что благополучие учащихся стало измеряться различными международными и национальными системами оценивания. К примеру, международные опросы World Health Survey, WHO-5, Gallup World Poll запрашивают информацию не только о знаниях и навыках, но и информацию о благополучии граждан для прогнозирования и планирования социальных преобразований.

Впервые крупномасштабное исследование благополучия учащихся было проведено в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2015 году, когда были определены потенциальные объективные и субъективные индикаторы благополучия учащихся. Рамка благополучия, на которой основывается PISA (PISA wellbeingframework), охватывает различные аспекты благополучия и представляет собой комплексную модель с широким спектром индикаторов.

Это такие аспекты, как уровень образования и навыков, размышления учащихся о самих себе и своей жизни, благополучие школьной среды, физическое здоровье, а также благополучие учащегося за пределами школы (внешкольная среда). Такая матрица позволяет увидеть взаимосвязь между разными категориями и сделать определенные выводы для планирования государственной образовательной политики.

Согласно результатам PISA-2018, благополучие является предопределяющим фактором академической успеваемости учащихся, то есть учащиеся, которые «в какой-то степени удовлетворены» и «умеренно удовлетворены» своей жизнью, показывают более высокие результаты по читательской грамотности. Как выяснилось, на академическую успеваемость учащихся влияют также отношения со сверстниками и педагогами, школьный климат, тревожность, пропуски занятий, установка на развитие.

Согласно концепции ЮНИСЕФ, понятие «детское благополучие» отражает целый ряд показателей: материальное благополучие; состояние здоровья и защищенность; образование; отношения в семье и со сверстниками; поведенческие риски; субъективное восприятие благополучия самими детьми и подростками.

Как видим, благополучие детей в настоящее время становится стратегическим ориентиром развития государств и национальных систем образования. Воспитание здорового, счастливого, благополучного человека – сверхзадача для каждого участника образовательного процесса, предусматривающая поддержку детей и молодежи в поисках своего жизненного пути, в развитии способностей и реализации природного потенциала.

В связи с этим хотелось бы отметить, что в основу казахстанского законодательства по вопросам защиты материнства и детства положены важнейшие международные правовые документы Организации Объединенных Наций.

Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев придавал огромное значение государственной политике в интересах детей, социальной защите материнства и детства. Он подчеркивал, что подлинным критерием состояния дел в любой стране является то, насколько хорошо в этой стране заботятся о детях – состоянии их здоровья и защищенности, их материальном благополучии, образовании и социализации, а также насколько их любят и ценят в семье и обществе, где они родились. В соответствии с этой установкой практически ежегодно увеличивались объемы финансирования социальных расходов, принимались меры социальной поддержки семей с детьми.

Как известно, благополучие казахстанских детей – смысл жизни и главная цель многолетней благотворительной деятельности президента детского фонда «Бобек» Сары Назарбаевой. Она смогла обогатить новыми смыслами содержание понятий «благополучие детей», «благотворительность в интересах детей», что было очень важно для педагогической и родительской общественности Казахстана.

Детский фонд «Бобек» создан в первый год независимости Казахстана для оказания помощи обездоленным, лишенным материнской ласки и домашнего тепла детям. И поначалу приоритетом номер один для фонда была помощь детским домам и детским учреждениям здравоохранения. Десятки тонн гуманитарного груза были отправлены в то время по разным адресам во всех регионах республики.

По мере изучения нужд и чаяний самых незащищенных маленьких граждан Казахстана Сара Алпысовна смогла увидеть и понять несовершенство существующей системы воспитания детей в детских домах, которая, изолируя детей от общества, не готовила их к полноценной жизни. Ее стремление возродить народную традицию всем миром заботиться о детях-сиротах превратилось в твердое убеждение использовать абсолютно все ресурсы для создания целостной социально-педагогической системы защиты детства в нашей стране.

В своем стремлении улучшить качество жизни маленьких сограждан Сара Алпысовна изучила успешные модели социально-педагогической поддержки детей в дальнем зарубежье. По ее инициативе и при непосредственном участии в основу реформирования детских домов Казахстана был положен опыт международного фонда «SOS Киндердорф» по созданию деревень семейного типа и домов юношества. Эта модель жизнеустройства детей-сирот, адаптированная к местным реалиям, эффективно восполняет испытываемую воспитанниками нехватку любви и заботы, способствует их полноценной подготовке к выполнению важных социальных ролей.

Огромной верой в природную доброту человека было наполнено чисто казахстанское «изобретение» – дома надежды, которые оставляют шанс молодым мамам-«отказницам» воспользоваться правом на собственных детей после решения своих социальных проблем.

Решающим моментом в истории общественной жизни Казахстана и личной судьбе Сары Назарбаевой стало принятие Закона «О семейных детских домах и домах юношества», который официально закрепил ответственность государства за решение проблем и социальную поддержку детства. Благодаря своей решимости и активной гражданской позиции Сара Алпысовна добилась полного и четкого организационного оформления института социально-педагогической поддержки детства в Казахстане. С созданием в структуре МОН РК комитета по охране прав детей государственная опека над юными казахстанцами приобрела системный характер.

Все эти меры были направлены на мобилизацию широкой общественности для комплексной социально-педагогической поддержки детей. Они были очень нужны государству на этапе становления и укрепления его суверенитета. Ведь, говоря словами Ральфа Уолдо Эмерсона, «по-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранные урожаи – нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна». А дети – самое ценное, что есть у любого народа, это будущее государства.

Национальный центр «Бобек» можно по праву считать колыбелью инновационных подходов в гуманизации образования. Именно здесь в соответствии с видением Сары Назарбаевой на протяжении последних двадцати лет совместными усилиями ученых, методистов и практиков была создана целостная педагогическая система гармоничного развития человека, краеугольным камнем которой является любовь к детям.

Научно-практическая разработка программы нравственно-духовного образования «Самопознание» постепенно стала ведущим направлением деятельности центра «Бобек». Ибо автор идеи пришла к твердому убеждению, что любые благотворительные программы будут давать лишь краткосрочный эффект, если не дополнить их нравственно-духовным просвещением, воспитанием в духе человеколюбия.

 

В своей книге «Этика жизни» Сара Алпысовна писала: «Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя – каждый должен!»

 

Главным механизмом реализации программы стал предмет «Самопознание». Усиливая ценностный смысл образования, этот помогает растущему человеку становиться личностью, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Метапредметная роль самопознания как условия личностного развития учащихся средней школы проявляется в том, что в процессе его изучения закладывается система нравственных ценностей и координат, ученик овладевает методологией совместной деятельности, учится строить взаимоотношения с другими людьми, начинает понимать ценность и уникальность каждого человека и самого себя.

Постепенно программа нравственно-духовного образования «Самопознание» вышла за рамки отдельного предмета, заполняя духовными ценностями содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, дополнительное образование, работу с родителями, то есть всё то, что составляет целостное образовательное пространство каждого учебно-воспитательного учрежденияи его неповторимую творческую атмосферу.

Как известно, социально-психологический климат школы складывается из того, как люди чувствуют себя в школе, каковы их общие нормы, ценности и цели, а также вбирает в себя чувства, которые вызывает у учеников школьная среда со всеми ее элементами, фиксирует и проявляет отношения между учениками и учителями, учеников друг с другом. Позитивный школьный климат включает нормы, ценности и ожидания, которые создают и поддерживают чувство физической, эмоциональной, социальной безопасности и тем самым способствуют обучению и личностному развитию школьников, помогают вырастить полноценных членов общества.

Опыт пилотных школ во всех регионах страны убедительно продемонстрировал, что программа нравственно-духовного образования «Самопознание»создает позитивный социально-психологический климат в казахстанских школах, поддерживает в детях чувство физической, эмоциональной и социальной безопасности.При этом учащиесяимеют более высокие учебные достижения, у них меньше проблем и более гармоничные взаимоотношения в школах.

Введение в 2018 году в Закон «Об образовании» Республики Казахстан определения Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» – это признание на государственном уровне значимости уникального образовательного проекта, позволяющего создать целостную, непрерывную систему обучения и воспитания, обеспечивающую гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие детей и молодежи.

Большое значение имеет создание НАО «Национальный институт гармоничного развития человека», который призван усилить влияние программы нравственно-духовного образования «Самопознание» на процессы модернизации общественного сознания и духовноговозрождения казахстанского общества.

В масштабных преобразованиях страны модернизация общественного сознания должна носить опережающий характер и быть основой политического и экономического обновления. Это означает, что приверженность общечеловеческим духовным ценностям и забота о благополучии детей – стратегические ориентиры государства и национальной системы образования на современном этапе развития.

 

Бибигуль Асылова, вице-министр образования и науки РК