Торговые войны, или Бизнес без жалости - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Торговые войны, или Бизнес без жалости

Торговые войны, или Бизнес без жалости

Казахстан с его 17-миллионным населением – притягательный рынок сбыта для любого крупного производителя. И за него дельцы готовы воевать любыми способами: лоббируя законы, продвигая запреты, демпингуя против конкурентов… “Караван” решил проверить самые ходовые “шпионские теории” заговора производителей.

  • 25 Апреля 2014
  • 5143
Фото - Caravan.kz

Главной мишенью и жертвой этих непрекращающихся войн, по сути, становится каждый потребитель. Опустошение наших карманов является главной задачей всех этих изощренных боевых действий. Какие баталии разворачиваются за прилавками магазинов? Сколько стоят “входные” в супермаркеты для молока и колбасы? Почему мы скоро будем ездить на российских машинах и носить белье без кружев? С этими вопросами мы обратились к экспертам в разных сферах. Что они думают о торговых войнах? И как нам, потребителям, не стать главной жертвой подковерных битв?

Проигрываем даже на своей территории

Например, с прилавков магазинов могут исчезнуть украинские сыры. О том, что в них были обнаружены антибиотики, сообщили российские эксперты. Соседи уже приняли санкции к “больному продукту”. Отреагировать должен и Казахстан. Но с подобным “эмбарго” шутки плохи. Еще свежа в памяти история про “конфеты с политической начинкой”, когда российские эксперты заявили о вреде украинских конфет известной марки. Но казахстанские специалисты не нашли вредных добавок в продукте, и никаких ограничений внутри нашей страны введено не было. Но сколько было шума! Тогда мы показали свою принципиальную позицию. Но так происходит далеко не всегда.

Именно на продуктовых рынках разворачиваются самые ожесточенные бои за потребителя. Даже кинутая утка о возможном вреде продукта может отбить аппетит на долгое время, а предприятие понести колоссальные убытки. Владельцам крупных торговых сетей выгоднее завозить дешевые импортные продукты и получать маржу от перепродажи, нежели запускать отечественного производителя, у которого товар не столь дешевый. Так называемые “входные” в крупные магазины Казахстана могут доходить до 10 процентов от стоимости товара.

В торговых войнах казахстанские производители проигрывают даже на своей собственной территории. Не говоря уже о том, чтобы бороться за внешние рынки. Так, производители отечественного молока сполна ощутили на себе нехитрый, но очень болезненный способ воздействия на конкурентов – введение всевозможных технических регламентов. На территории стран Таможенного союза, в который входит Казахстан, были приняты новые нормы. Согласно им, восстановленное молоко должно называться молочным напитком. Нововведение грозило разорением сразу нескольким казахстанским заводам. Несладко приходится и другим продуктам, среди них – конфеты. Местные производители не раз обращались с просьбой защитить рынок от засилья импорта, но все – безрезультатно.

– Торговые войны – это естественный процесс, другой вопрос – какими способами отстаивать свои интересы, – говорит нам вице-президент Союза пищевых предприятий Казахстана Айжан НАУРЫЗГАЛИЕВА.Понятно, что для потребителя лучше иметь большой выбор и самому решать – покупать более качественное или то, что дешевле. Но ситуация сегодня такова, что импорт вытесняет наши продукты с прилавков магазинов. Посмотрите на ситуацию с кондитерскими изделиями, импорт растет с каждым годом. Завозные конфеты дешевле, но там и качество ниже. Что же касается запретов и ограничений, которые Казахстану навязывают соседи, то это уже вопрос компетенции переговорщиков.

“Мы сдали рынок без боя”

Но более коварны схемы, когда не вводится запрет путем лоббирования интересов, а идет уничтожение целых отраслей в других странах – туда забрасывают дешевый ширпотреб. Схема завоевания рынка – классическая, рассказывает председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь ХУДОВА. Страна-производитель начинает активно субсидировать изготовление своих товаров, дает налоговые льготы и послабления. Потом товар забивает рынок другой страны, вытесняя внутреннее производство благодаря низким ценам. В общем – демпингует, пока не остается главным поставщиком товара. Это на себе испытал Казахстан. Сначала наш рынок забил китайский ширпотреб. Отечественное производство было уничтожено на корню. Сегодня за казахстанского покупателя помимо Китая сражаются Турция, Киргизия, Белоруссия, Россия, Вьетнам, Пакистан.

– Мы просто сдали наш рынок без боя, – сетует наш эксперт. – В торговых войнах каждое государство должно иметь свою стратегию и тактику. А у нас этого нет.

Между тем на казахстанском рынке начинается битва импортеров. Каждая страна-производитель разрабатывает свои способы. Много шума наделала новость о введении запрета на кружевные трусики. Некоторые усмотрели в этом лобби соседей по Таможенному союзу. Но наш эксперт считает, что это больше пиар-ход, регламенты на производство нижнего белья существуют давно.

Нас задавят запретами?

Целая серия запретов и ограничений прокатилась в последние годы по казахстанскому автомобильному рынку. Под эгидой борьбы за экологию и безопасность водителей и пешеходов было принято много документов, а результат этих действий мы сегодня видим на наших дорогах, где в основном ездят старые иномарки и новые российские машины. Многие усмотрели в таких запретах лоббирование интересов конкретных производителей.

Понятно, что Казахстан, где слабо развит автопром и при этом очень большой спрос на авто, очень интересен для производителей, – говорит глава Союза автомобилистов Казахстана Эдуард ЭДОКОВ.Но наибольший интерес имеет наш северный сосед. Основная масса новых авто, которые продаются на нашем рынке, – российские. Россия использует любые возможности, чтобы расчистить рынок для своих автомобилей. В том числе использует технические регламенты Таможенного союза и заградительные пошлины. Они перекрыли возможность ввоза качественных подержанных машин по разумной цене. Казахстанцев просто подвинули к тому, чтобы они приобретали определенные марки авто.

Понятно, что любой бизнес – это война с конкурентами за потребителя. Ничего сверхъестественного здесь вроде нет. Понять производителя можно, но что с потребителем? Закрывая рынок, казахстанцев ограничивают и заставляют покупать определенные марки.

Хроника громких ограничений на казахстанском рынке

Апрель, 2014 г. В Казахстане введен запрет на импорт сыров украинского производства и мяса птицы белорусских и российских производителей.

Россияне предложили ввести ограничение на ввоз спиртного из Казахстана: не больше пяти литров на человека. В ответ на это отечественные производители потребовали принять меры в отношении российского алкоголя.

Февраль, 2014 г. Запрет на продажу кружевных трусов, которые не соответствуют техническому регламенту Таможенного союза.

Август, 2013 г. Министерство здравоохранения Казахстана получило официальное письмо от Роспотребнадзора с просьбой запретить поставки продукции одной из украинских кондитерских фабрик на территорию республики.

Август, 2013 г. Казахстанские эксперты пытаются отстоять отечественное молоко после введения технического регламента Таможенного союза, который требует называть восстановленное молоко “молочным напитком”.

Июль, 2013 г. Введен запрет на ввоз автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту “Евро-4”.

Май, 2011 г. Главный санитарный врач России Григорий Онищенко заявил, что Казахстан должен запретить продажу на своей территории грузинских вин и минеральной воды.

Январь, 2007 г. Запрет на ввоз в Казахстан автомобилей с правым рулем.