Начало не предвещало грозы. Однако уже через несколько минут глава государства отбомбился по конкретным целям. Кто виноват в росте инфляции? Нацбанк и правительство! Кто виноват в росте цен на продукты? Тут виновных – вагон и пара тележек: от минторга, минэкономики и минсельхоза до акимов регионов. “Необходимо обеспечить единый контроль за ценами по цепочке от производителя. Определить единый орган, а не разрозненные, как сейчас. После очередного скачка цен они (здесь Токаев сделал короткую паузу) вместо анализа и принятия эффективных мер начинают кивать друг на друга”. И подозреваемые тут же, склонив головы, начали что-то судорожно записывать в свои блокноты.
Отдельно Президент остановился на сельском хозяйстве. В этой сфере проблем – непаханая целина.
Сколько у нас за годы Независимости было министров – все обещали поднять урожайность фруктов-овощей, зерновых и других культур, повысить яйценоскость быков-производителей, увеличить экспорт еды и снизить цены на нее внутри страны. Но что-то не срасталось. А министры всегда ссылались на внешний фактор – погодные условия. Теперь разгребать эти “неурожаи” предстоит новому агроминистру – Ерболу Карашукееву.
Досталось и акимам, которые “не всегда способны на самостоятельное решение проблем”. Президент вставил им добротный пистон, прозрачно намекнув, что после недавних выборов сельских акимов дойдет очередь и до районных. А там, если звезды сойдутся, и до областных. Ну и, как дуло у виска – “все, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, хочет отсидеться, уклоняется от своих обязанностей – мне кажется, должны уйти со своих постов”.
То есть прямое указание акимам и министрам работать 25 часов в сутки 8 дней в неделю. Не все привыкли работать в таком режиме. Но, как говорят футбольные болельщики перед матчем с фаворитом: “Шансов нет. Но есть возможности”.
В целом послание оставило ощущение, что Президент объявил войну некомпетентности и коррупции.
Возможно, на это повлияла работа общественного совета по противодействию коррупции “Nur Otan”, который изучал состояние этой сферы за 2019−2021 годы в Кызылординской области. Выявлено 126 коррупционных преступлений: взяточничество, хищения, злоупотребление служебным положением. К уголовной ответственности привлечены 142 бастыка. Знали же, чем рискуют? Но, видимо, забыли правило: “Не можешь брать – не мучай руку”. Итог: партбилет – на стол, кресло – прощай, семья – прости меня, дурака…
Кстати, 1 сентября в стране началась перепись населения. Каждый гражданин, помимо личных данных, должен указать и прошлую судимость, и нахождение под следствием, и накопленные капиталы, которые хранит в отечестве и за рубежом. А также недвижимость и там, и здесь. И многое другое. Всего 91 вопрос. Впрочем, на всё можно и не отвечать.
Переписчик – не следователь, не прокурор. Не хочет человек отвечать сейчас – ответит позже.
Но в другом кабинете. Там уже не вопросы будут: “Руки на стол! В глаза смотреть!”… Только потом суд разжалует коррумпированного чиновника в зэки.
Да, вчера министр финансов Ерулан Жамаубаев сообщил, что обмен информацией о банковских счетах граждан Казахстан начал с сотней стран мира. Это “в целях противодействия выводу денежных средств за рубеж и деофшоризации экономики, сокрытия доходов казахстанских предприятий, формально принадлежащих компаниям, но находящимся в офшорах”.
Почти в тему. 1 сентября мажилис принял в работу 2 закона. Первый – об амнистии в связи с 30-летием Независимости Казахстана. Так что не для всех мздоимцев “отговорила роща золотая”. Шансы еще остаются. Второй закон – о смертной казни. Мораторий на нее мы ввели в 2003 году. Поправки предусматривают исключение: “в военное время после признания виновным в совершении особо тяжкого преступления”. Надеюсь, до военного времени у нас не дойдет. А насчет смертной казни за особо тяжкие преступления – более 60 процентов казахстанцев пару лет назад высказались "за". Кого ждет воля: 4 тысяч осужденных могут обрести свободу в Казахстане
На неделе министерства здравоохранения и образования отреагировали на сообщения в соцсетях. В первом случае вброс: якобы подростков с 12 лет будут вакцинировать принудительно. Причем не уколом, а спреем, чтобы родители не увидели следы уколов. Бред? Еще какой! Видимо, невакцинированные маразматики закинули. Им другое лекарство нужно. Возможно – срок.
Во втором – родители школьников начали жаловаться в чатах, что классные руководители просят их подписать заявления, что они сами несут ответственность за здоровье детей, которые обучаются в традиционном формате. Ответка от пресс-секретаря МОН Молдир Абдуалиевой прилетела сразу – она попросила пап и мам сообщать ей лично: “Каждый такой факт будет рассматриваться индивидуально”.
Так что некоторые школьные бастыки могут влипнуть по самые подмышки. Этот новый учебный год – не только для учителей.
Алматы
STunik@caravan.kz