В понедельник глава управления земельных отношений Карагандинской области Калел Максутов был уволен с занимаемой должности решением акима области Жениса Касымбека. За что?
За то, что накануне в субботу закатил свадьбу своей дочери в элитном ресторане на 400 гостей. Ведь знал же, что нельзя. Что Караганда – в темно-красной зоне по коронавирусу. Что такую ораву приглашенных никак не спрятать и не скрыть от глаза и гласа народа. Но рискнул. Одни ищут проблемы на свою голову, а другие их легко находят. Вот Калел Мукатаевич и нашел. Не верил, что его могут наказать за нарушение режима и нормы служебной этики госслужащего? Блажен, кто верует. Но его пример – другим бастыкам наука.
Кстати, многие из них, особенно в глубинке, думают, что чем дальше они от столицы, тем меньше шума. Дудки! Все торжества и тои с потрохами сдают в соцсетях сами гости.
Понты! Вот что провоцирует их выкладывать фото и видео с этих массовых гуляний в Интернет. Как же: я там был, ел-пил и тосты произносил! Причем местные начальники в курсе, кто, где и что отмечает. Кто-то закрывает на это глаза. А кто-то еще и "капусту" на этом рубит. Правильно гласит мудрость оленеводов: "Как волка ни корми, а у слона всё равно хобот толще".
Кстати, на прошлой неделе суд приговорил двух чиновников городского акимата Тараза – Избасарова и Суюнбекова – к штрафам в 2 и 1,5 миллиона тенге соответственно. И в нагрузку лишил их права занимать должности на госслужбе. Пожизненно. За что? За то, что за взятки разрешали предпринимателям работать даже в условиях жесткого карантина. В общем, рухнули с карьерной лестницы навсегда. Хотя, возможно, сами контролировали рейды мониторинговых групп, задача которых – пресекать нарушения карантинного режима. По столичным меркам взятки эти начальники брали тиыночные. Думали, что прокатит. Забыли, видимо, еще одну народную мудрость: "Береженого бог бережет. А небереженого конвой стережёт". Так что еще легко отделались. Но я почему-то уверен, что пассажиропоток в этом направлении еще долго не иссякнет.
Во вторник нацпалата предпринимателей "Атамекен" обратилась в минздрав за разъяснениями. Это после заявления главного санитарного врача страны Ерлана Киясова, что руководителей предприятий и организаций начнут штрафовать за то, что в их коллективах трудятся непривитые граждане. А на каком основании? – возмутился зампред палаты Ербол Устемиров. Законных оснований для этого нет. Как нет их и для проверок по факту присутствия этих граждан на рабочих местах. Прокуратура, кстати, на неделе это подтвердила. Конечно, самый сильный аргумент для антиваксеров – свидетельство о смерти. Но они его уже не прочитают. И не услышат, что будут говорить в их адрес родные – после поминок.
Я опять о мониторинговых группах. Их работа никак не урегулирована законами. Отсюда, думаю, и коррупция, и рост заболеваний ковидлой. Тут уже попахивает провокацией.
Минздрав не учел, парламент не успел – получаем четвертую волну заразы. Знаю: советы советовать – не мешки ворочать. Но когда в одном месте начинает подгорать – даже носорог не станет мериться рогом с бивнями слона. Потому что и у людей в погонах, и у людей в белых бахилах из-за инфекции забот – полная маска. Антиваксеры это не понимают?
Калел Максутов, о котором я сказал вначале – тоже жертва вируса. Похоже, он слышал только себя. Оглох? А когда в двери других антиваксеров-начальников начнут стучать полицейские и патологоанатомы? Иди открывай – приехали уже!..
Скандал недели – ассоциация торговых предприятий Казахстана потребовала отставки министра финансов Ерулана Жамаубаева и шефа комитета госдоходов минфина Али Алтынбаева.
Ноги этой ярости растут из обязательной цифровой маркировки табачной продукции, меховых изделий, а сейчас еще и алкоголя, молочки и сахаросодержащих напитков. По мнению главы ассоциации предпринимателей "Вместе мы сила" Эдиля Казакпаева, эта маркировка приведет к дополнительным затратам и повысит цену на товары. При этом действующая система маркировки постоянно дает сбои. А новые кассовые аппараты требуют "прошивки". Сахар и так уже подорожал со 198 до 270 тенге за кило. Мясо птицы – с 800 до 1200, – отметил он. Как выкурить малый бизнес
Пилотные проекты запускают без элементарного расчета экономической эффективности. Платежи по маркировке по сути являются дополнительным налогом, который отразится на потребителе, – сказал глава масложирового союза Казахстана Константин Невзоров. А директор ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева добила: "Международный опыт показывает, что эффект от введения акцизов незначительный, а последствия для индустрии очень серьезные". "Оградите нас от этого глухонемого министерства"! – не выдержала глава ассоциации торговых предприятий Жибек Ажибаева. По ее словам, в результате этой идеи минфина закроются около 50 тысяч "магазинов у дома", наценка на товары в которых в 20 процентов – катастрофа.
Понятно, что в бюджете страны денег не хватает. Но как волка…