Если верить прогнозам национальной нефтяной компании “КазМунайГаз”, уже на следующей неделе могут начаться перебои с бензином в стране. Почти месяц назад подобные опасения высказывал министр нефти и газа республики Узакбай КАРАБАЛИН. По его словам, топлива в Казахстане должно хватить до конца марта.
Так как после падения тенге правительство пообещало удерживать цены на бензин всего один месяц, а уже в конце марта старых запасов топлива почти не останется, то стоимость придется повысить на 10–15 процентов как минимум.
В связи с этим Казахстан делает ставку на производство собственного дизельного топлива. В верхах уверяют, что в обход любого дефицита республика может обеспечить себя альтернативным топливом за счет сжиженного нефтяного газа.
На этой неделе Министерство нефти и газа рассмотрело возможность строительства сразу двух заводов в Кызылординской области. Первый из них планируется построить совместно с Китаем – там будет производиться нефтяной газ. Второй проект обещает стать более инновационным – позволит из побочных продуктов добычи или переработки нефти производить бензин и дизтопливо.
– Сегодня запасов газа в Казахстане хватит, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка страны, – заявил в минувший вторник вице-министр нефти и газа Магзум МИРЗАГАЛИЕВ на коллегии профильного ведомства. При этом он добавил, что единственная проблема заключается в том, что люди до сих пор с недоверием воспринимают саму идею о том, что привычный бензин может заменить газ.
В ведомстве уверяют, что в дальнейшем оснастят все заправки в стране газовыми установками. Тогда и сами водители будут вынуждены повсеместно переходить с бензина на солярку. Однако устроит ли их подобная альтернатива? Да и не каждый автомобиль сможет работать на “дизеле”.
Комментарий для “Каравана”
Директор информационно-аналитического портала Avto.kz Марат АЗАТОВ:
– Трудно представить, каким образом дизель сможет замещать бензин в стране. Сегодня его используют не более 5 процентов автомобилистов. В основном это владельцы тяжелой техники, промышленной или сельскохозяйственной. Владельцы иномарок не смогут перейти на “дизель”, поскольку во многих случаях устройство двигателя просто не подходит для его использования. Кроме того, в условиях наших суровых зим дизельный двигатель не выдерживает морозов и доставляют массу хлопот.
Астана