Идет мастер-класс, началась активная подготовка ко второму международному конкурсу юных пианистов Astana Piano Passion.
– Валерий, о вас говорят как о гениальном педагоге. Сразу видите потенциал своих учеников? Талант Дениса Мацуева разглядели быстро?
– Много случаев, когда дети, показывая впечатляющие результаты, затем исчезают. Так часто бывает с девочками: сначала они явно перспективней, потом угасают. У мальчишек наоборот: поначалу по нулям, но к 15–17 годам так фонтанируют – не остановить… Я могу увидеть энергетику, реакцию ребенка, его горящие глаза, а научить остальному – моя задача. Есть способные и талантливые, а есть выдающиеся ученики. Учеников с такой энергетикой, как у Дениса Мацуева, у меня больше не было. Даже когда играет трагическую музыку, от него идет мощнейший импульс позитива. Он добрейший человек, очень эмоциональный, болезненно реагирующий на несправедливость. И фантастически работоспособный!
– В Казахстан кто кого привез: вы его или он вас?
– Он меня. Год назад. Я немножко помогал Денису в конкурсе. Очень нравится Астана – здания, площади, скверы. И больше всего нравится простор, так дышится легко. И не дай Бог, если начнется застройка внутри кварталов – атмосфера изменится.
– Вы выступали во многих странах. Классическая музыка все так же далека от народа?
– Самый темпераментный слушатель – в Италии. В Германии встречают сдержанно, хорошая публика в России. Но иногда бывают метаморфозы. Играет музыкант очень хорошо – три хлопка, играет неудачно – зал сходит с ума! Вызывает недоумение и то, что раньше никогда не хлопали между частями сонаты, сейчас – не только в России, но даже в Европе. Конечно, если музыка слишком сложная, то восприятие более сдержанное. А вот Чайковскому, Шопену успех гарантирован.
Астана