Рыжая лошадь – как прабабка красного “железного коня”
Это сегодня пожарные занимаются только борьбой с огнем. И этого более чем достаточно. Но в середине XIX века помимо тушения пожаров они и фонари на улицах по вечерам зажигали, и пьяных дебоширов в управу доставляли, и воду привозили в дом губернатора. В их обязанности входила даже экзекуция батогами, которыми пожарные лупили по спинам приговоренных. Но главное всё же – борьба с пожарами, которые для деревянного Семипалатинска были частым событием. На тушение отправлялся возок с бочкой воды. И прииртышские огнеборцы вывели для себя специальную породу лошадей. Ведь на пожар надо спешить как… на пожар! Тут не каждый конь подойдет. Нужно, чтобы был быстрым, выносливым, не боялся близости огня. И даже лошадиная масть была выбрана особенная, подходящая огненному ремеслу.
– Пожарные вывели специальную породу лошадей. Огненно-рыжие скакуны были приучены рваться в галоп, едва заслышав колокольный звон, бьющий сигнал пожарной тревоги. И возничему пожарной службы надо было обладать особым мастерством, чтобы справляться со своей огненной лошадиной силой, – пояснила член краеведческого общества “Прииртышье” Наталья РЫКОВА. – Чудо-кони реагировали даже на самое незаметное движение вожжей, тут же стремительно меняя направление своего бешеного галопа в ту сторону, где чувствовали натяжение упряжи.
Огненная бухгалтерия
А под копытами рыжих скакунов на семипалатинских улочках позапрошлого века были либо песок, либо глина. В летнюю сушь повозки, груженные тяжелыми бочками с водой, частенько садились в песок по самый обод, слякотной весной грозили перевернуться в лужах. И трудно представить, как много усилий приходилось прилагать семипалатинским пожарным, чтобы доставить необходимое количество воды к пожарищу. Это сегодня пожарная машина способна доставить на место огненного происшествия как минимум 2 тонны воды и за 2 – максимум за 5 минут излить ее всю на разбушевавшееся пламя. А в XIX веке пожарная бочка вмещала в себя всего 300 литров. Да и самих огнеборцев было совсем немного. По сути, судьба всех семипалатинских построек находилась в руках 40 человек. Как гласят документы, к 1901 году в числе городских пожарных числились 2 унтер-офицера (брандмайор и брандмейстер) и 40 рабочих, в распоряжении которых было 39 лошадей и 5 насосов.
– С приходом советской власти пожарная служба оказалась в ведении губкоммунотдела, говоря современным языком, – ЖКХ. Но в новом ведомстве пожарные оказались не в чести. Ведь все другие коммунальные службы – бани, водокачка, ассенизаторы – приносили доход, а от пожарных были только расходы и бесчисленные проблемы, – отметила Наталья Рыкова.
Поэтому пожарных стали нещадно сокращать. И если в 1922 году в городе числилось 120 пожарных, то в 1925-м – всего 54. Но даже и в таком немногочисленном составе они умуд-рялись бороться с пожарами, да еще так, что слава о них доносилась до столиц. У краеведов хранится снимок 1928 года. На фоне пожарного сарая № 5 запечатлена команда городских пожарных, гордо стоящих рядом с английскими огнетушителями, бочками для воды и новенькими, еще ни разу не успевшими побывать в деле “рукавами” – специальными пожарными шлангами. Этот кадр был специально снят для публикации в московском журнале “Пожарное дело”.
В череде дел, едва успев хоть немного выспаться после очередного дежурства, неутомимые пожарные успевали собственными руками строить новую каланчу, которая и сегодня стоит в Семее на ул. Мухамедханова, оставшись единственной сохранившейся в Казахстане. Конечно, каждый день каланчовый сообщал о дыме очередного пожарища, заполыхавшего то тут, то там. И пожарные спешно мчались спасать от огня людей и дома.
Ну а поскольку вплоть до 1960-х годов Семипалатинск почти сплошь состоял из деревянных домов с печным отоплением, их обустройство и техническое состояние пожарные строго контролировали. Уже в 1930 году в каждом доме существовала “Контрольная книга по очистке дымовых труб”. Здесь ставились отметки о проведении подобной процедуры. В 1947 году в семипалатинских домах появились противопожарные журналы. Это был уже более подробный документ, в котором ставились отметки об очистке труб и дымоходов. Такие журналы были отменены в конце 1960-х годов. Как говорят пожарные, к сожалению. Ведь они не только помогали контролировать горожан, как и сегодня склонных беспечно относиться к собственной безопасности, – здесь были схемы печных отступок, правила разделки печи и дымоходов в чердачном перекрытии. Попробуйте сегодня найти такие разъяснения у печников, чтобы хоть как-то гарантировать себе, что выложенная ими печь не обернется трагедией!
Мокрый фейерверк
Водный салют семипалатинских пожарных
В 1960-е годы одним из самых запоминающихся и ярких зрелищ, которые устраивали для семипалатинцев пожарные, был водный фейерверк. В воду пожарных автоцистерн добавлялся колер – разного цвета в каждую машину. Спецтехника выстраивались на открытом пространстве, а к каждому из автомобилей подавалось разное количество стволов (пожарных шлангов) – один, три, пять, семь. И вот наступало мгновение, когда из всех них в одно время к небу взметались мощные разноцветные струи, сплетающие из ярких брызг замысловатый и подвижный узор. Вообще-то, так пожарные наглядно демонстрировали, насколько хватает запаса воды при тушении пожаров, в зависимости от числа стволов. Но при этом получалось захватывающее дух действо, неизменно привлекающее сотни людей. Семипалатинские пожарные. Искры истории
– Пожарные ставили перед собой цель не только предупреж- дать об опасности огня, но и показать населению, насколько опасна и сложна служба огнеборцев, рискующих во имя чужого имущества и здоровья собственными жизнями, демонстрировать, какая техника помогает пожарным, на что она способна, – рассказала Наталья Рыкова.
Между прочим, счастливчики, которым на протяжении 8 лет доводилось наблюдать агитационные водные салюты, даже не знали, что были свидетелями уникального действа.
– У пожарных-историков нет данных о том, чтобы подобная водная феерия устраивалась хоть где-то на территории бывшего СССР, – подчеркнула Наталья Рыкова
Семей