Недавно в СМИ появилась информация, что в 2020-2021 годах на строительство, ремонт и содержание дорог в Казахстане было выделено свыше триллиона тенге. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в 2020 году на строительство, ремонт и обслуживание дорог в Казахстане выделено 675 миллиардов тенге. Из них на дороги республиканского значения потратили 437 миллиардов тенге. В 2021 году на эти цели заложен 621 миллиард тенге.
В 2020 году введено в эксплуатацию 2,6 тысячи километров дорог, а на 2021 год запланирован ввод 1,2 тысячи километров. При этом в НК «КазАвтоЖол» отметили, что в каждом регионе цены отличаются. Разниться будет даже строительство и ремонт в городе и за его пределами. Например, стоимость строительства одного километра трассы Нур-Султан – Щучинск составила 2,2 миллиарда тенге. Но дороги категории ниже и с другим покрытием стоили гораздо дешевле: километр трассы Костанай – Карабутак обошелся в 316 миллионов тенге.
Наряду с этим в апреле министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов озвучил перечень регионов с самыми плохими автомобильными трассами. Так, самые низкие показатели состояния сети дорог отмечаются в Западно-Казахстанской, Атырауской и Актюбинской областях. По данным ведомства, доля нормативного состояния автодорог по итогам 2021 года составит 78 процентов (55 тысяч километров).
Примечательно, что на фоне этого в СМИ появляются все новые сообщения о некачественном ремонте дорог и о возмущенных жителях, которые требуют решить эти проблемы. В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz проверила, сколько бюджетных средств тратят в отдельных регионах на строительство и ремонт дорог. Для сравнения мы рассмотрели ситуацию в Алматинской, Акмолинской и Западно-Казахстанской областях.
Алматинская область
Согласно бюджету региона, на обеспечение функционирования автомобильных дорог и развитие транспортной инфраструктуры в 2020 году было выделено 26 854 324 000 тенге. Все эти деньги предназначались управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области. Причем, согласно документу, на обеспечение функционирования автомобильных дорог выделялось 6 203 188 000 тенге, а на капитальный и средний ремонт автомобильных дорог областного значения и улиц населенных пунктов — 13 728 758 000 тенге.
В 2021 году на аналогичные нужды было выделено 16 942 525 000 тенге, деньги предназначались тому же ведомству. В этом году на функционирование автомобильных дорог в регионе потратили 6 635 167 000 тенге, а на средний ремонт — 7 243 435 тенге.
Для еще большего сравнения отметим, что в 2019 году на содержание и ремонт автомобильных дорог в регионе потратили 6 058 478 000 тенге. Получается, ежегодно государство выделяет довольно крупные суммы на обеспечение инфраструктуры региона.
Помимо этого, на сайте госзакупок сейчас опубликовано не менее десятка тендеров на столь же крупные суммы на строительство и ремонт автомобильных дорог.
Самый крупный из них — тендер на 13 584 875 424 тенге на реконструкцию автомобильной дороги Алматы — Усть-Каменогорск — Лепсы — Актогай. Договор заключен 18 февраля, а планируемая дата исполнения намечается на 31 декабря 2023 года.
Поставщиком является ТОО "Жол". На сегодняшний день управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области уже уплатило организации 659 202 238 тенге в качестве исполненного бюджета и 221 560 640 тенге авансом.
Второй самый крупный тендер — договор на строительство улицы Саина Карасайского района Алматинской области. На это было выделено 6 958 499 112 тенге. Документ подписан также 18 февраля текущего года, а планируемая дата исполнения — 31 декабря 2023 года.
Поставщиком является ТОО "Компания "АлматыДорСтрой". На сегодняшний день исполненная сумма договора составляет 563 169 441 тенге, а аванс за будущую работу — 319 565 693 тенге.
Несмотря на такие огромные траты, за прошедший год было много жалоб от жителей региона на плохое качество автомобильных дорог.
Например, в мае этого года жители Каскелена в Алматинской области сообщили о стихийных мусорных свалках, плохих дорогах и слабой работе по благоустройству. Жители улицы Кошкарбаева рассказали, что ждут обещанного ремонта уже более 40 лет, а походы в местный акимат результатов не принесли.
Ранее, в апреле, часть жителей города Уштобе
осталась без дорог и воды после прокладки водопровода на 48 улицах. Они сообщили, что буквально утопают в грязи. Говорят, что в их двор невозможно проехать даже тяжелой технике. Об этом горожане лично сообщили и местному акиму, однако он посоветовал им "держать субординацию".
А в прошлом году жители села Иргели Алматинской области
написали стихотворение о разбитых дорогах и даже сняли небольшой видеоклип с этими кадрами. "
Самое худшее место на земле — это дорога в нашем селе", — написали они.
Западно-Казахстанская область
Согласно
бюджету области на 2021 год, власти региона выделили
520 655 000 тенге на финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры и, как указано в документе, еще
800 000 000 тенге на то же "развитие транспортной инфраструктуры". Для сравнения:
в 2020 году на эти два пункта выделялось
7 416 256 000 и
822 248 000 тенге.
Если сравнить эти показатели с еще годом ранее, то можно заметить, как сократился бюджет региона. Согласно
утвержденному бюджету на 2019 год, на финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры выделялось
6 988 156 000 тенге, а отдельно на развитие транспортной инфраструктуры –
858 080 000 тенге.
При этом за текущий год на сайте госзакупок опубликовано всего два тендера на строительство и ремонт автомобильных дорог.
Один из них — договор на реконструкцию автодороги Барбастау — Акжайык — Индер. На это было выделено 5 915 167 193 тенге. Договор был заключен 8 апреля текущего года, а планируемая дата исполнения — 31 декабря 2023 года.
Поставщиком указано ТОО "UNISERV". И, судя по информации об оплате, компании еще не было уплачено ни одного тенге на за проделанную работу.
Второй тендер — это контракт на капитальный ремонт автодороги Бурлин — Аксай — Жимпиты. На это было выделено 1 952 964 578 тенге из бюджетных средств. Договор заключен 12 мая, а исполнен будет к концу текущего года.
Поставщиком указано ТОО "Совместное предприятие "КазГерСтрой". Согласно информации об оплате, предприятию уже было уплачено 1 083 048 452 тенге в качестве исполненной суммы и аванс в размере 308 774 535 тенге.
При всем этом,
согласно статистике министерства индустрии и инфраструктурного развития РК на 2019 год, Западно-Казахстанская область находилась на последнем месте в рейтинге по качеству дорог в Казахстане.
По сообщению ведомства, 71,3 процента дорог в регионе требовали ремонта. Всего в ЗКО 5104 километра автомобильных дорог местного значения. Из них только 28,7 процента отвечали эксплуатационным требованиям.
Примечательно, что уже в 2021 году заместитель акима Западно-Казахстанской области
был уволен из-за плохих дорог.
Официальная мотивировка его освобождения от должности: «за ослабление контроля в этой сфере строительства и ремонта дорог». Его увольнение произошло в рамках поручения Президента Казахстана.
Акмолинская область
Согласно
утвержденному бюджету на 2021 год, управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог области было выделено
38 761 549 200 тенге на обеспечение транспортной инфраструктуры. В
2020 году на аналогичные нужды выделялось 21 644 509 000 тенге, а в
2019 году —
15 916 851 000 тенге.
На сайте госзакупок также опубликовано немало тендеров на строительство и ремонт автомобильных дорог.
Самый крупный в этом году — договор на средний ремонт автомобильной дороги областного значения KC-16 Коргалжин — Сабынды — Арыкты. На это выделено 3 968 069 388 тенге, работы должны быть закончены к 31 декабря 2023 года.
Поставщиком числится ТОО "Прогресс KZ". И, судя по информации об оплате, компания еще не получила никаких денег за проделанную работу.
Второй крупный договор заключен на средний ремонт участка автомобильной дороги Екатеринбург — Алматы: Турген — Константиновка — Белоярка. На это выделено 2 742 464 988 тенге, работы будут завершены в конце 2022 года.
Поставщиком является ТОО "Дорстрой материал LTD". На данный момент компании уже выплачено 892 118 329 тенге за исполненную работу и 524 476 426 тенге в качестве аванса.
При этом в этом году в СМИ
прошла громкая новость о том, что жители Акмолинской области раскритиковали качество дорог и пожаловались на ремонт трасс в регионе углем.
На подобные проблемы некачественной работы обратил внимание Президент Касым-Жомарт Токаев. В результате были уволены председатель комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития Сайранбек Бармаков и замакимы трех областей.