Был бы статус…
Вслед за Астаной и Алматы в крупнейшие города страны планируется вывести Актобе и Шымкент. Что даст новый статус жителям Актобе? По данным департамента статистики, в регионе сейчас живут почти 808 тысяч человек. В самом областном центре – 53 процента. Чтобы приблизиться к городу-миллионнику, власти нашли способ увеличить численность населения, а с нею и субсидии из казны: поселки вдоль трасс республиканского значения войдут в агломерацию Актобе.
– В агломерацию вошел 31 населенный пункт, принадлежащий Алгинскому, Каргалинскому, Мартукскому, Мугалжарскому и Хромтаускому районам, – заявил аким Актюбинской области Архимед МУХАМБЕТОВ.
Миграция в Актобе привела к тому, что сейчас около 70 тысяч человек стоят в очереди на земельные участки и более 12 тысяч человек – на получение квартир. Новый статус дает Актобе надежды на серьезные инвестиции из бюджета. Так, в этом году обещают завершить строительство автодороги Актобе – Уральск. Республиканская комиссия рассмотрит документы на финансирование ремонта дороги Актобе – Атырау – граница России. Здесь капитально трассу не ремонтировали с 70–80-х годов.
Одним из приоритетов станет строительство индустриальной зоны. В нее собираются вложить 8 миллиардов тенге.
– 200 гектаров земли уже передали социально-предпринимательской корпорации “Актобе”, – говорит замакима области Нурмухамбет АБДИБЕКОВ. – Индустриальная зона будет специализироваться на производстве стройматериалов.
Ускакавшие миллиарды
Казалось бы, жить актюбинцам и радоваться этим проектам, экономическим успехам родного края. Но пока масштабные стройки не приносили городу ожидаемых результатов. Вспомним мост за 4 миллиарда тенге между улицами Акимжанова и Аз-Наурыз. Деньги из бюджета потратили, а мост так и не решил главной задачи – избавить Актобе от бешеных пробок в районе автовокзала, соединяющего старый город и микрорайоны. Третий месяц мост стоит практически невостребованным. Он разделил район Курмыша на две части, и, чтобы попасть из одной в другую, нужно объезжать по пять и более кварталов. Чтобы добраться к мосту через 11-й микрорайон, надо выстоять в неимоверных пробках на подступах к улице Аз-Наурыз. В час пик машины стоят в районе автовокзала длинными рядами и наблюдают, как по мосту проезжают редкие водители. Или вспомним другой грандиозный проект – строительство кольцевой развязки на перекрестке проспектов Алии Молдагуловой и Санкибай батыра. В кольцо вбухали 1 миллион долларов. Развязка получилась настолько узкая и неудобная, что автомашины по ней ездят с трудом. Заторов на этом участке меньше не стало, а город в сторону микрорайона “Батыс-2” ежедневно растет.
Теперь – о дошкольном образовании. В Актобе очередь на бюджетные садики который год зашкаливает за 20 тысяч малышей. В ближайшие 2 года власти обещают построить 7 садиков на окраинах, рассчитанных на 1 560 малышей. Понятно, это капля в море. Не спасают положение и частные детсады. С октября в Актобе не утихает конфликт с частным детским садиком, где из-за антисанитарии двое детей заболели стафилококком.
Впрочем, актюбинской детворе не то что ходить в садик некуда, ей нечем… дышать! Даже Премьер-министр Серик АХМЕТОВ отметил:
– К городу не подъедешь из-за дыма заводов, которые его окружили!
В первую очередь это был камень в огород руководителя АО “ТНК “Казхром” Виктору ТИЛЮ. Премьер указал:
– Обратите на это внимание!
Также люди не первый год возмущаются жуткой вонью, стоящей над Актобе. Природоохранная прокуратура и экологи бессильны справиться с жизненно важной проблемой.
Словом, денежные вливания в Актобе ждут все. Бизнесмены в сфере строительства дорог и коммуникаций хотят тендеров на возведение индустриальной зоны. Предприниматели строительной отрасли – бесплатных участков земли под цеха. Чиновники – реализации грандиозных проектов и повышения своего политического веса. А вот жители просят хотя бы элементарного – садиков, школ, поликлиник и чистого воздуха.