Переплетение судеб актеров и страны - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+11 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Переплетение судеб актеров и страны

Переплетение судеб актеров и страны

В преддверии Дня столицы и в год 30-летия независимости нашей страны артисты Театра для детей и юношества Казахстана имени Наталии Сац делятся с читателями «Каравана» своими мыслями о переплетении судеб - актерской и страны.

  • 1 Июля 2021
  • 217
Фото - Caravan.kz

Любимица публики – прима театра, заслуженная артистка Казахстана, кавалер ордена «Достық» II степени и ордена Дружбы (Российская Федерация) Татьяна Тарская служит Театру им. Н. Сац более полувека, и каждый выход на сцену Татьяны Николаевны – это настоящий подарок для зрителя. Как и ее героиня в спектакле «Гарольд и Мод», который вот уже на протяжении 12 лет с успехом идет на сцене театра и неизменно собирает аншлаги, Татьяна Тарская излучает жизнерадостность, оптимизм и веру в себя и людей.

– В 1986 году, месяца за два до трагических декабрьских событий, наш театр возглавил приглашенный из Иркутска легендарный режиссер Борис Преображенский, – вспоминает Татьяна Николаевна. – И так совпало, что для первой постановки он взял пьесу, созвучную по своему настроению с тем непростым для всех нас периодом ‒ «Ночную повесть» польского автора Кшиштофа Хоинского. Острый детектив про противостояние мировоззрений выстрелил «точно в цель». Вообще, Бориса Преображенского всегда отличало то, что спектакли, поставленные им, были не просто созвучны сегодняшнему дню, а даже чуть опережали его.

Надо сказать, что независимость дала нам свободу в выборе материала, чего в советское время не позволяла партийная цензура. Тогда обязательно раз в год к знаменательным датам было принято ставить пьесы на идеологические темы, мы их так и называли – «датские» спектакли. Ни один спектакль не избегал строгой цензуры: на приемку всех новых спектаклей приходили комиссии из разных организаций. Это очень напрягало: были постоянные опасения, а вдруг не примут наш спектакль? Поэтому старались оттачивать каждый штрих, обдумывали каждое сказанное слово. Я до сих пор помню, как в первой половине 80-х мы ставили спектакль об Алие Молдагуловой, где я играла главную роль. На прогон тогда пришли аксакалы из Союза писателей Казахстана. Я очень волновалась, но когда они после просмотра сказали: «Это наша Алия!», у меня словно гора с плеч упала.
Во времена перестройки начались идеологические послабления, спектаклей про Ленина уже не ставили, а 90-е годы и вовсе принесли нам творческую свободу. Но к тому времени в стране появились экономические трудности, было очень тяжело справляться в бытовом плане. Например, нам, артистам, между спектаклями – дневным и вечерним, вместо того чтобы готовиться к выходу на сцену, настраивать себя на встречу со зрителем, приходилось выстаивать в длинных очередях, чтобы иметь возможность достать хоть какие-то продукты. Бывало, еле успевали прибежать к шести часам вечера в театр. Получали копейки, а цены росли как на дрожжах. Молодежь стала искать подработку в других проектах – на телевидении, в кино, в рекламе. 

К счастью, бытовые трудности тех лет оказались временными. Постепенно страна становилась на ноги, крепла. Появлялось больше уверенности и у нас.

Вообще, хочу сказать, что с тех пор, как в 1968 году я приехала в Казахстан, я ни одного дня не ощутила себя на чужбине. Наоборот, для меня он был и остается райским уголком на земле с удивительными пейзажами, уникальной по своей красоте природой и отзывчивыми, доброжелательными людьми. Конечно, каждая советская республика заслуживала тогда быть самостоятельной и независимой. Все это понимали. Когда Казахстан стал суверенной республикой, никто из нас не оказался в одночасье в новой стране. Да, она осталась, как и прежде, родной и любимой, но теперь у нее был свой, независимый путь развития и становления. И больше всего меня радует то, что мы его пережили без межнациональных конфликтов и цветных революций и добились положительных результатов в социальной, экономической и культурной сферах жизни. Конечно, во многом это заслуга нашего Первого Президента, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, возглавившего республику в самый трудный период, когда впереди была одна неизвестность. Он верил и заражал своей уверенностью людей и вывел страну на новый уровень развития, став гарантом нашей независимости.

***

Ольга Коржева – ведущая актриса театра, заслуженная артистка Казахстана, кавалер ордена «Құрмет».

Талантливую выпускницу Свердловского театрального института Ольгу Коржеву заметил в 1990 году на дипломном спектакле знаменитый режиссер Борис Преображенский – заслуженный деятель искусств России и Казахстана – и пригласил молодую харизматичную актрису в алматинский ТЮЗ. С тех пор прошло уже три десятилетия, но с первых же лет Ольга Владимировна завоевала признание и любовь зрителей тем, что не играет на сцене, а каждый раз «проживает» жизнь своих героинь.

Начало профессиональной карьеры Ольги Коржевой совпало с политическими катаклизмами в СССР и последующим обретением Казахстаном независимости.

– Мне очень импонирует то, что Казахстан в свое время сделал смелый и беспрецедентный шаг, первым на планете отказавшись от ядерного оружия, – говорит Ольга Владимировна. – Наш Семипалатинский ядерный полигон был закрыт. Это случилось во многом благодаря и творческим людям, таким как наш знаменитый поэт, Герой Труда Казахстана, народный писатель Казахской ССР Олжас Сулейменов, который и стал инициатором этой гуманной, первостепенной важности для всего человечества миссии.     

Еще меня очень радует, конечно, творческая свобода, которая пришла к нам с приобретением нашей республикой независимости. Сегодня нам никто в театре не диктует, что ставить и как играть.

Вообще, свою актерскую судьбу я, наверное, могу считать счастливой, ведь я никогда в жизни не играла то, чего бы мне не хотелось играть. И это на самом деле огромная радость. Мне повезло: еще в 1990 году, когда я только пришла в наш театр, Борис Николаевич Преображенский поставил удивительный спектакль «Белый крест» по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия» и его пьесе «Дни Турбиных». А потом был незабываемый «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Спектакли шли на Новой сцене, где Борис Николаевич ставил экспериментальные постановки, и пользовались ошеломительным успехом у публики, ведь билеты на эти постановки иногда надо было покупать за полгода вперед. И вот так через классику, через искусство мы старались говорить со зрителем на актуальные общечеловеческие темы, ведь ни для кого не секрет, что все мы учимся на классических произведениях, на примерах истории, учимся тому, как не повторять ошибок прошлых поколений. Меня очень радует, что все эти годы со стороны государства уделялось пристальное внимание культуре. И это правильно, ведь все творческие профессии напрямую связаны с формированием души человека, его воспитанием, культурным и духовным развитием. И мы, артисты, тоже отдаем частичку своего сердца нашим зрителям, вместе с ними огорчаемся и радуемся, учимся прощать и любить.

Знаете, в то время, когда страна обрела независимость, у многих людей происходила какая-то революция в сознании, глобальные изменения, благодаря которым они стали иначе мыслить, обрели внутреннюю свободу и смогли расширить свои горизонты. Но, конечно, это были мыслящие люди, сильные, смелые.

Что такое в моем понимании независимость? Думаю, это прежде всего ответственность каждого человека перед собой и окружающими людьми, ведь мы строим свою независимость каждодневным трудом и созиданием, участвуя таким образом в развитии нашего общества и всей страны.

Но самым главным завоеванием нашей независимости я считаю то, что за 30 лет у нас сохранились единство и дружба нашего многонационального народа, ведь мы сумели избежать всяких неприятных моментов и конфликтов на национальной почве в отличие от некоторых постсоветских республик. И сегодня с гордостью можно сказать, что мы, представители 130 национальностей, много лет плечом к плечу прекрасно живем в Казахстане. Это видно на примере нашего многонационального театра, что очень меня радует.

Не могу не сказать и о том, что ярким свидетельством процветания нашей страны является новая столица – Нур-Султан. Не случайно в 1999 году по решению ЮНЕСКО она получила звание «Город мира». И это неудивительно, ведь за такой короткий для истории срок неприметный провинциальный город из обычного областного центра вырос в современный мегаполис, в величественную столицу, над созданием которой трудились лучшие архитекторы мира. И сегодня этот удивительный город с большим количеством красивейших, причудливых зданий способен соперничать с самыми известными столицами мира. Но, конечно, главным архитектором нашей новой столицы и вообще нашей независимости является Нурсултан Абишевич Назарбаев, наш Первый Президент, Лидер нации.

В рамках международной специализированной выставки EXPO-2017 наш легендарный театр давал гастроли в столице, которые стали ярким украшением этого грандиозного мероприятия. Мы выступали на сцене театра «Астана Балет». Какое это роскошное здание! «Астана Опера» и «Астана Балет» – прекрасные, современные театры, великолепные и по своей архитектуре, и по интерьеру, и по уровню технической оснащенности, и по своему комфорту. Эти театры стали украшением всей Центральной Азии и визитной карточкой Казахстана, и своим появлением они также обязаны Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, уделяющему огромное внимание развитию отечественной культуры, за что огромное спасибо нашему Первому Президенту. Появление на карте Казахстана новой столицы – это большое достижение для нашей страны, это символ нашей независимости.  

***

Ведущий актер Театра для детей и юношества им. Н. Сац Махсат Сахиулы родился в конце 80-х годов и является почти ровесником независимости нашей страны. С 2013 года Махсат служит Театру им. Н. Сац. Этого обаятельного, разносторонне одаренного, разнопланового артиста, наделенного незаурядным талантом, яркой индивидуальностью и замечательными вокальными данными, можно увидеть в образах героев многих любимых детворой сказок, литературных и исторических персонажей. И хотя он служит в русском театре, во время официальных мероприятий из уст Махсата зрители часто слышат красивую казахскую речь. Труппа Театра для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац в годы независимости стала многонациональной по составу, и это очень радует. Махсат Сахиулы преподает в детской театральной студии Sats ComUnity, где ведет группу с казахским языком обучения.

– Основу независимого государства составляет язык его народа, – говорит Махсат. – В советские времена казахский язык в нашей республике на официальном уровне почти не использовался и был уже почти на грани своего исчезновения, но на заре независимости, в 1989 году, в республике был принят Закон о языках, и казахскому языку был придан статус государственного. Стали открываться казахские школы, расти число студентов, обучающихся в вузах на казахском языке, государственный язык стал внедряться в официальные структуры, получил свое развитие. В 2007 году Первый Президент РК, Елбасы Н. А. Назарбаев, выступая на сессии Ассамблеи народа Казахстана, отметил: «Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его».

Человек должен быть талантлив во всем. Я пришел в Театр имени Наталии Сац, чтобы освоить русский язык на самом достойном уровне. Сначала подумал, смогу ли я это сделать. Потому что не каждый может хорошо говорить на сцене, даже на родном языке не всегда хорошо получается. Я считаю, что нужно знать не один язык, а как минимум два-три, ведь это намного расширяет кругозор, к тому же очень интересно изучать историю, традиции и обычаи этносов, с представителями которых тесно общаешься на протяжении многих лет, дружишь и занимаешься творчеством. И для этого необходимо изучать другие языки, мировую литературу, но при этом уважать и свой родной язык.

На самом деле языки мне были интересны с детства, так как я имел возможность учиться и в русской школе, и в казахской. Когда пришел работать в театр, я также многому научился в языковом плане, будь то русский язык или родной — казахский. И в этом есть большое преимущество, ведь часто я бываю полезен своим коллегам, когда они обращаются ко мне за подсказкой, спрашивая, как звучит по-казахски то или иное слово или выражение. Бывало, моя коллега Кристина Золочевская предлагала мне говорить с ней по-казахски. Кстати, у нас немало актеров, которые изучают государственный язык. Вообще, у нас очень дружный многонациональный коллектив, и мы все уважаем друг друга, наши народные традиции, язык, отмечаем разные праздники. Мы живем в многонациональной, многоконфессиональной стране, и в этом году исполняется 30 лет нашей независимости. Пользуясь случаем, хочу выразить свою безмерную благодарность всем тем людям, кто защищал нашу независимость и смог сплотить нас за эти тридцать лет.

***

Молодой талантливый актер Алишер Эйнис родился на стыке двух веков и к концу первого десятилетия независимости нашей страны. Он относится к поколению, родившемуся уже в независимом Казахстане, когда наша страна сама делала выбор, определяя свой путь развития, распоряжалась ресурсами и стала узнаваемой на мировой арене.

Алишер родом из театральной семьи, его мама – актриса Национального академического русского театра драмы им. М. Лермонтова Татьяна Эйнис, поэтому искусство всегда присутствовало в его жизни, и он знает закулисную жизнь не понаслышке.

В Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова он учился в мастерской заслуженной артистки КазССР Рахилям Машуровой, и при этом вместе со своими сокурсниками осваивал актерскую профессию по программе дуального обучения при Театре для детей и юношества им. Н. Сац. Еще будучи студентом, Алишер был принят в труппу Театра имени Н. Сац и получил приглашение преподавать современные танцы в детской театральной студии Sats ComUnity. Сейчас в театральной студии у него около 70 учеников в возрасте от пяти до 12 лет. «Давая уроки в детской студии, понимаешь: чтобы преподавать, надо любить детей – это самое главное, – говорит Алишер. – И, являясь педагогом по танцам, я сам получаю большое удовольствие от этих занятий».

Сам молодой педагог занимается танцами в течение 12 лет, а с 15-летнего возраста стал преподавать в танцевальных студиях Алматы.

– В детстве я увлекся брейк-дансом, – рассказывает о своем профессиональном становлении Алишер. – Причем у нас не было студии, мы занимались прямо на улице, стелили линолеум и… разбивали там свои головы. Занимались по 5–6 часов в день. Это сейчас в студиях у детей есть все условия для безопасности и комфорта, а мы учились на улице. Постепенно я стал совершенствоваться, принимать участие в городских и международных чемпионатах, объездил всю Центральную Азию, выступал в России, Украине, Корее, Бельгии. Помимо брейк-данса, я изучил свыше десяти других направлений современных танцев: хип-хоп, хаус, дэнсхолл, вакинг, локинг, джаз-фанк и так далее. После победы в Сеуле, где мы заняли третье место, меня стали приглашать в крупные танцевальные студии, к тому же на тот момент я уже год как преподавал. Потом поступил в академию имени Жургенова на грант. Что меня побудило к этому? В актерском искусстве нет предела совершенству, ты постоянно чему-то учишься, осваиваешь новые навыки, развиваешься. Танцы мне очень помогают восполнять пробелы в понимании своей актерской роли.  Если ты умеешь совмещать танцы с актерским искусством, то это всегда будет большим плюсом в профессии. Кто-то, например, в вокале преуспевает, а я через пластику, жесты могу передать внутренний мир и состояние души своего героя, ведь для меня танцы – это стиль жизни. Вообще, я считаю, что танцоры – это художники музыки.

Несмотря на то что мы занимаемся современными танцами, в каждой стране и у каждого народа у танцоров есть свой ярко выраженный национальный колорит.  Казахстанцы славятся своей выносливостью и креативностью. После побед на международных чемпионатах мне предлагали работу за границей, но я отказался, решив остаться на родине. Не хочу сказать, что это большой патриотизм, и бить себя в грудь, но я действительно люблю Казахстан, и не только потому, что я здесь родился и вырос. Мне очень нравится наша страна – у нас мирно и спокойно, все мы живем в понимании и согласии друг с другом, к тому же сейчас у нашей молодежи столько разнообразных возможностей – только работай, делай свое дело. Мне нравится наш менталитет, представляющий собой синтез европейского образования и восточного воспитания с соблюдением народных традиций, уважением людей разных национальностей друг к другу. Я вырос в интернациональной семье, у меня мама – немка, папа – казах, и я считаю себя казахом. Конечно, и в других странах есть на что посмотреть. Мне, например, очень понравились Корея и Европа, но там нет того колорита, который есть у нас. К тому же сейчас открыты все границы, мы можем учиться и повышать свой профессиональный уровень, получать опыт в любой точке мира.  Казахстан – мультикультурная, многонациональная страна, здесь красивая, разнообразная природа, мы одновременно можем увидеть столько всего интересного! Конечно, можно уехать за границу, чтобы заработать больше денег или продвигать глобально свое творчество. Но я хочу жить только в Казахстане, в своем родном городе Алматы, культурной столице нашей страны, здесь столько всего интересного – театры, музеи, горы! Будучи казахом, хочется доказать, что если жить здесь, на своей земле, и заниматься своим любимым делом, то твое творчество будет признано. Наш театр занимается культурно-просветительской деятельностью, и своим трудом мы также вносим вклад в укрепление государства.

Всем известно, что молодежь – самая прогрессивная часть общества, поэтому дороги должны быть открыты для всех по-настоящему креативных, умных, успешных людей. Можно при этом допускать ошибки и набивать шишки, но самое главное, на мой взгляд, – это двигаться вперед, к поставленной цели, ведь, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Я уверен, что методом проб и ошибок можно прийти к успеху, но это зависит от каждого из нас.