“Грязная жемчужина” на реке Или - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Грязная жемчужина” на реке Или

“Грязная жемчужина” на реке Или

На крупнейшей реке Алматинской области команда активистов провела довольно необычный экологический перформанс – “Трэш флот”, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения природы бытовыми отходами.

  • 3 Июля 2021
  • 495
Фото - Caravan.kz

Всё началось несколькими месяцами ранее – со сбора мусора на берегах Или и в окрестностях Алматы. По задумке организаторов, были сконструированы 2 плота с использованием мусора, которые и отправились в экопутешествие. За несколько дней “мусорная флотилия” прошла порядка 130 км, активисты провели мониторинг загрязнения реки и ее берегов.

– Мусор мы стали собирать с апреля. За это время 4 раза выезжали на Или и в окрестности Алматы. Его, конечно, было много. Проблема в том, что на легковых автомашинах мы не могли вывезти много, максимум 4–5 мешков в одной машине. Всего собрали и вывезли около 30 мешков, – рассказывает Арина ЛАЗАРЕВА, студентка КИМЭП, волонтер ОО “Два крыла” – инициатора проекта. – Мы не знали, какими будут плоты. Но понимали, что для них мусор необходимо брать с положительной плавучестью. То есть дерево, пластиковые бутылки, пенопласт. Такой мусор и отбирали, остальное – картон, мятую ПЭТ-упаковку и целлофан – отвозили на переработку. Битое стекло, куски шифера, металла – на утилизацию. Иногда попадались интересные предметы, например, совсем новая картина в рамке с ценником!

Мы долго экспериментировали с плавающей основой плотов. Вначале в целлофановые мешки набили пластиковые бутылки. Плавучесть была, но на второй день использования в мешках стала появляться вода. От этой проблемы мы никак не смогли избавиться. Поэтому решили в виде основы использовать металлические бочки. Их мы нашли на стихийной свалке около одного кладбища. Всего отобрали 24 бочки. Постепенно мы стали понимать, что сделать надежный плот полностью из мусора невозможно. Поэтому решили сделать плавучую основу из обычной древесины и найденных бочек. И уже на эту основу поместили наиболее интересные вещи из найденного мусора.

Первый плот у нас сам собой получился косплеем на корабль из фильма “Пираты Карибского моря”. Только там была “Черная жемчужина”, а у нас получилась – “Грязная жемчужина”.

Второе “судно” пока не имеет названия, это просто демонстрация типичного мусора, который нам встречался. Поэтому не совсем верно говорить, что наши плоты из мусора. При их строительстве использовались собранные бытовые отходы, например, те же бочки. Плоты мы раньше не строили, но активно консультировались с людьми, у которых был такой опыт. Деревянные заготовки для них делали в Алматы, собирали непосредственно на реке Или.

Эта акция проводилась впервые. Однако организаторы напомнили, что они не единственные в Казахстане, кто реализовал идею лодки из мусора. В мае 2 парня из Жанаозена соорудили плот из пластиковых бутылок и вышли на нем… в Каспийское море!

– Мы не стремимся построить плоты именно из мусора и на них плыть. Нет. Мусор на наших плотах используется, скорее, как элемент привлечения внимания. Мы хотим показать тем, кто нас увидит: смотрите, сколько отходов вокруг! Это же ненормально! Такой формат экологической акции кажется нам перспективным, – продолжает Арина. – Конечно, первый сплав покажет какие-то ошибки, но мы хотели бы продолжать идею “Трэш флота” в дальнейшем. Например, можно организовывать флот с участием коммерческих организаций – для них это может стать и тимбилдингом, и одновременно реализацией корпоративной социальной ответственности.

За время акции нами проведен общественный мониторинг загрязнения реки бытовым мусором, зафиксированы доступные свалки по берегам реки, определен их объем и размеры, видовой состав.

Эти данные, по нашему мнению, должны стать основой для разработки программы по защите поймы реки Или от бытового мусора. С ними мы обратимся в министерство экологии, геологии и природных ресурсов и управление по Алматинской области: проблема есть, вот ее количественные показатели. Мы очень хотим, чтобы результаты нашего мониторинга стали толчком к реальному решению проблемы.

АЛМАТЫ