Роковая ошибка
Медик с более чем 40-летним стажем работы, Татьяна Абильдина мечтала: выйдя на пенсию, займется внуками, садоводством и творчеством. Но и в страшном сне не могла предположить, какой “заслуженный отдых” ей уготовят налоговые органы.
– Начиная с 1977 года, я работала, получала достойную заработную плату и была уверена в том, что моя старость будет обеспечена, – поделилась карагандинка. – В 2012 году по состоянию здоровья была вынуждена перейти на щадящий режим работы. У меня диагностировали позвоночную грыжу. В качестве дополнительного источника дохода открыла ИП, чтобы сдавать квартиру, доставшуюся в наследство от родителей.
Татьяна Абильдина исправно платила налоги и подумать не могла, что скромный бизнес по сдаче жилья внаём может обернуться какими-то проблемами. Поскольку финансовая сфера была для нее чем-то неизведанным и непонятным, Татьяна Ярославна наняла бухгалтера. До 2018 года, когда женщина вышла на пенсию по возрасту, все ее финансовые дела, как индивидуального предпринимателя, вел бухгалтер.
– В середине лета 2018 года я попросила бухгалтера закрыть мое ИП. Квартиру к тому моменту мы с сестрой продали, и я рассчитывала, что смогу отныне жить на свою пенсию.
И вот тут случилось непредвиденное.
Татьяна Ярославна утверждает: бухгалтерская ошибка привела к образованию налоговой задолженности по НДС в более чем 14 миллионов тенге!
– Еще “накапала” пеня в 8 миллионов, и в результате я осталась должна государству около 22 миллионов тенге! – разводит руками пенсионерка. – Все попытки доказать налоговикам в судах, что это была просто бухгалтерская ошибка, не увенчались успехом.
Но даже многомиллионный долг померк перед проблемами, возникшими после того, как решение суда о взыскании налоговой задолженности с ИП Абильдиной вступило в законную силу.
– С января 2019 года в счет погашения долга перед налоговой с меня стали удерживать всю пенсию до тиынки! – возмущается карагандинка. – То есть меня оставили совсем без дохода. Все эти 2 с лишним года я вынуждена жить с дочерью. Сижу, можно сказать, на ее шее. Ужасная ситуация, и я в ней чувствую себя совсем беспомощной.
Противоречивые законы
Чтобы попытаться решить возникшую абсурдную проблему, Татьяна Ярославна обратилась к адвокату. Но даже опытный юрист с 20-летним стажем оказалась бессильна перед юридическим казусом.
– Дело в том, что на сегодняшний день существует противоречие в нашем законодательстве, – разъяснила суть проблемы член коллегии адвокатов Карагандинской области Елена ЧИРКОВА. – Пункт 1 статьи 95 Закона РК “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” гласит: “При обращении взыскания на заработную плату или иные виды дохода должника по одному или нескольким исполнительным документам, в том числе находящимся в производстве других судебных исполнителей, за должником должно быть сохранено не менее 50 процентов заработной платы или иного дохода. При этом сохраняемая сумма за должником должна быть не менее размера прожиточного минимума…”. А статья 118 Налогового кодекса РК не предусматривает никаких частичных гашений. В ней говорится: “Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента)… производится в пределах суммы налоговой задолженности, указанной в распоряжении налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента)”. Настал час расплаты: почему возникают разногласия между бизнесом и налоговиками
По словам адвоката, ее многочисленные обращения непосредственно в органы госдоходов, встречи на площадке региональной палаты предпринимателей, переговоры с банком второго уровня всё время замыкаются на одной точке.
– Налоговые органы при взыскании задолженности с налогоплательщиков не прибегают к помощи судебных исполнителей, а работают с банками напрямую – посредством компьютерной программы, в которую вносится инкассовое распоряжение, которое банки тут же исполняют. Поэтому и представители ДГД, и банка, и судов соглашаются с нами, что в данном случае имеет место нарушение конституционных прав человека, но разводят руками – мол, ничем помочь не можем.
Как исполнить неисполнимое?
Более того, по словам Елены Чирковой, в Караганде даже решение суда, указывающее на то, что взыскать с пенсионера можно лишь половину его пенсии, и вступившее в законную силу, не исполняется органом госдоходов и банком. Опять же, из-за пресловутой “развилки” в законодательстве.
– У меня на руках имеется постановление судебной коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда от 17 сентября 2020 года о взыскании с пенсии ИП Данияров только 50 процентов. Дело точно такое же, как по ИП Абильдина. И это решение суда до сих пор не исполняется, поскольку, как поясняют представители УГД и банка, из-за указанных выше противоречий в действующем законодательстве они просто технически не могут исполнить судебный акт. Хотя, как вы знаете, у нас в Казахстане решения судов подлежат неукоснительному исполнению. Вот и получается, что одно противоречие в законах влечет за собой новые нарушения законодательства.
По словам адвоката, налоговики искренне сочувствуют Татьяне Абильдиной, вот уже 2 года не имеющей никакого дохода, и даже пытаются как-то помочь, но сами же являются заложниками своей системы.
– УГД по району Казыбек би направлял письмо в АО “Народный банк Казахстана” о ежемесячном взыскании 50 процентов от поступившей суммы пенсионных выплат с расчетного счета Абильдиной по сформированным инкассовым распоряжениям, – говорит Елена. – Однако банк отказал УГД в исполнении данного письма, поскольку сама компьютерная программа не дает возможности корректировать суммы удержаний.
По мнению юриста, единственным выходом из тупиковой ситуации могло бы стать внесение поправок в Налоговый кодекс.
– Я обратилась в региональную палату предпринимателей с предложением инициировать внесение изменений и дополнений в статьи 24 и 118 Налогового кодекса РК. Кроме того, считаю, что необходимо изменить программное обеспечение налоговых органов по взысканию задолженностей. Налицо пробелы в действующем законодательстве и противоречие норм, и необходимо в самые кратчайшие сроки привести действующие законодательство в соответствие с нормами Конституции РК – главного закона нашей страны, где закреплены права и обязанности граждан и юридических лиц РК.
Караганда