Предприниматели Восточного Казахстана считают, что на руководство области и на них идёт информационная атака, передаёт медиа-портал Сaravan.kz.
В ВКО проходят "круглые столы" с участием бизнесменов и общественных деятелей. На этих мероприятиях утверждают, что в области якобы царит беззаконие и несправедливое распределение бюджета через государственные закупки. В апреле предприниматели заявляли о критическом положении компании ТОО "SemeyBus" и других ситуациях, которые считали проблемными, а также говорили о других компаниях, которые, по их мнению, несправедливо побеждают в конкурсах госзакупок. В июне недовольные уже потребовали отставки акима области Даниала Ахметова. Кроме того, участники "круглых столов" обратились за помощью к Президенту.
Предприниматели, которых обвинили в том, что они якобы "закрытая каста приближенных к руководству области бизнесменов, которые крепко присосались к государственному бюджету", выступили на пресс-конференции. Они ответили на нападки, которые считают безосновательными.
Сауле Дускужанова, директор ТОО «Фирма «Азия», заявила, что всё происходящее в ВКО несёт угрозу дестабилизации в регионе, а информационная атака в сторону власти бьёт рикошетом и по предпринимателям.
Один из таких предпринимателей — Дмитрий Сомов, директор ТОО «Востоквзрывпром». Он сообщил:
— С 1 июня 2020 года в сторону нашей компании происходят постоянные нападки. В частности, от господина Федосова, компания ДСУ №14, и господина Богадаева, компания "Топаз". Они в своих выступлениях в выражениях избирательны, например, "незаконнорождённое дитя", "предприятие, которое ниоткуда появилось" и в этом роде. Наше предприятие — правопреемник, нам в этом году двадцать лет. Был "Казахвзрывпром", государственное советское предприятие. Была "дочка" в ВКО, и когда Союз развалился, мы компанию приватизировали. У нас сейчас трудится более тысячи человек на предприятии. Строим сады в рамках ГЧП. В социальную сферу инвестировали более 100 миллионов тенге, поддерживаем инвалидов и малообеспеченные семьи. Очень обидно и неожиданно попасть в этот список, в эти обвинения. В прошлом году пресс-конференция, в этом году письма Президенту… Из этого списка предпринимателей я знаю только двоих.
Предприниматель считает: всё происходит из-за нездоровой конкуренции. Поменялась форма госзакупок, и в приоритете те, у кого есть богатый опыт, хороший коллектив, сильная техническая база. У компании годовой оборот 4-5 миллиардов тенге. В течение пяти лет она уплатила 2 миллиарда тенге налогов, и всё это влияет на показатели победы в конкурсах. Также Сомов ответил на обвинения в том, что они приближены к власти и забирают 75 процентов тендеров. По словам бизнесмена, за последние 5 лет из 170 конкурсов они выиграли только 24, это менее 15 процентов.
— В течение года подвергаемся прессингу со стороны различных служб. Это департамент внутреннего госаудита, прокуратура проверяла… Хотя стоит мораторий на количество проверок, у нас 15 проверок было за этот год. Все жалуются, пишут, приходят, проверяют, ничего не находят. Люди, которые застряли в том времени, не верят, что это возможно. У нас молодая и прогрессивная компания, мы стараемся вводить инновации. Это помогает нам снизить себестоимость, мы развиваемся. Слышим заявления: "Невозможно за полгода выполнить эту работу, на это нужно два года". Выполнили, проверили, все убедились. Необоснованные обвинения отвлекают от работы. Мы занимаемся только тем, что парируем их нападки, — поделился Сомов.
Предприниматели считают, что формальным поводом для начала информационной войны послужила ситуация, сложившаяся вокруг "SemeyBus". Долги компании превышают 2 миллиарда тенге, и, по мнению бизнесменов, глава компании Серикжан Айкельев захотел решить свои проблемы, потребовав у государства субсидии в размере 3 миллиардов тенге.
Лукбек Тумашинов, директор ТОО «Элхон», высказался по этому поводу:
— У Гюго есть роман "Отверженные", а у нас на Востоке появилась каста обиженных. Люди, которые когда-то сидели в руководстве, во власти, распределяли тендеры, конкурсы, теперь посчитали себя обделёнными. И они хотят создать прецедент. В своё время нам тоже предлагали заняться тем, чем сейчас занимается "SemeyBus". Мы посчитали, прикинули, поняли, что это очень сложно, и отказались, а эти ребята что, не умеют считать? Они тоже посчитали. И изначально подумали, что будут терроризировать руководство области. Извините, у нас в области пять компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками. Если каждой выделять по 3 миллиарда в год, это что получится?
Сауле Дускужанова не понимает, почему стала жертвой нападок. Из семнадцати предпринимателей, подписавших первое обращение, она знает всего четверых, и у неё никогда не было ни с кем из них конфликтов интересов. Её компания обратилась в суд, и в результате завели дело.
— Мне очень важна деловая репутация. Я работаю с банками, и в последний раз мне дали 9 миллиардов тенге кредитных денег без залога. Это доверие, которое я наработала за 30 лет. Со своими проблемами нужно разбираться самим. Я не обращалась в течение года, потому что не волновалась из-за каких-то мелких "уколов". Придерживалась принципа "собаки лают, караван идёт". Но меня больше всего задело, когда грязно и некомпетентно сказали про Центр ядерной медицины и онкологии. Тут явно весь народ страны вводят в заблуждение, и меня это задело. Тогда я решилась, — пояснила предприниматель.
«Востоквзрывпром» тоже обращался с гражданским иском и выиграл его четыре месяца назад. Проигравшие должны были публично извиниться, но, по словам Сомова, они всячески избегают этого. Сначала утверждали, что их нет на месте, что кто-то в отпуске, а в последний раз просто категорически отказались это делать.
Руководитель научно-экспертной службы Фонда по противодействию кибербуллингу «Ар-Бедел» Елена Нестерова считает, что в этом случае можно говорить о кибербуллинге.
— Ситуация связана с беспрецедентной информационной атакой, организованной против местной исполнительной власти ВКО, против предпринимателей. Юристы традиционно разграничивают вопросы фактов и вопросы права. Что касается вопроса фактов, то сейчас прозвучало большое количество информации, которая находит своё документальное подтверждение в отличие от той фактологии, которую использует противоположная сторона. Фонд длительное время изучает документацию и видит, что распространённая информация не находит своего подтверждения, с одной стороны. С другой — она направлена на принижение чужой репутации, чести и достоинства, — считает Нестерова.
По её словам, сегодня кибербуллинг понимают, как мелкое хулиганство школьников и подростков, но здесь речь идёт о полноценной информационной атаке, которая происходит с использованием нечистоплотных методов. В эту атаку вовлекаются СМИ, блогеры, зачастую фейковые аккаунты в социальных сетях с огромным количеством подписчиков, и доступ к ним вызывает серьёзные сомнения.
— До последних двух месяцев эта информация там не размещалась, поэтому встают вопросы: кто завладел этими аккаунтами и с какой целью распространяется информация? Мы усматриваем такие цели, как недобросовестная конкуренция, оказание давления на суд, который сейчас рассматривает определённое количество хозяйственных споров, это давление на власть. Информационная атака нацелена на её смещение, — пояснила эксперт.