Вот такой “Парадокс”
Неординарный человек неординарен во всем. Перефразированный афоризм немецкого драматурга Лиона Фейхтвангера точно характеризует сегодняшнего гостя “Каравана” – композитора и певца Валерия Стронского. Первая запись в его трудовой книжке: “Электрик 5-го разряда ЛПЦ-3”, следующая – “Группа “Рецитал” под управлением Аллы Пугачевой”.
– Поделитесь секретом, как Примадонна российской эстрады взяла в свой коллектив электрика пятого разряда?
– У меня нет специального музыкального образования, я, как говорится, вышел из народа. Но путь от электрика до участника группы “Рецитал” был совсем не таким коротким, как пробел между двумя записями в трудовой книжке. Музыкой я начал заниматься в 13 лет – с момента, как дядя подарил мне гитару. Когда стал постарше, при ДК химиков у нас образовался коллектив “Парадокс”. Мы играли альтернативный рок, исполняли песни Виктора Цоя, Владимира Кузьмина. Были и песни собственного сочинения. В те времена в Темиртау часто приезжали звезды и собирали полные стадионы. Помню, в 1991 году был большой концерт, выступали такие популярные тогда коллективы, как “Мона Лиза”, “Доктор Ватсон”, а мы были у них на разогреве!
– В репертуаре “Парадокса” были ваши песни?
– Конечно. Я свои песни начал писать в 1990 году, когда после восьми классов поступил в металлургический техникум. К моменту образования группы у меня было около 15 своих песен, в том числе – “Далекая звезда”, она впоследствии стала хитом “Останусь” группы “Город 312”. Я написал ее в 17 лет, посвятив своей девушке. Слова были совсем другие, но музыка та же.
– Почему же, имея талант и призвание к музыке, вы выбрали профессию металлурга?
– В Темиртау других вариантов просто не могло быть. Родители решили, что я должен работать на заводе. После окончания техникума пошел работать на металлургический комбинат, где восемь лет проработал электриком. Моя специальность называется “Эксплуатация автоматизированных систем управления”. Параллельно все это время занимался музыкой. Музыка в тот период была моим увлечением, а способом заработка – работа на комбинате.
Характер металлурга
– Как же вы решились уехать в неизвестность – на покорение Москвы?
– Это долгая история. У меня было две попытки “покорения Москвы”. В первый раз меня подбила землячка, Саша БОЛЬШАКОВА. Она в 90-х годах перебралась из Темиртау в Москву, снималась в кино, работала в театре и при этом сотрудничала с группой из Бишкека, которая тогда называлась “Аян”, а впоследствии стала “Городом 312”. В 2000 году они искали парня-вокалиста, и Саша вспомнила обо мне. Мы с бишкекскими ребятами созвонились, они сказали, что собираются ехать в Москву. Спустя год я поехал к ним. Мы пытались репетировать вместе. Но тогда что-то не срослось. Я вернулся в Темиртау. Благо, когда уезжал, с завода не уволился – придержал себе плацдарм для отступления.
– Неудача не охладила вашего желания “въехать на белом коне” на российский музыкальный олимп?
– Как видите, нет (смеется). Наверное, это темиртауская закалка, характер металлурга. Вернувшись домой, проработал на заводе еще два с половиной года. И постоянно думал, как рвануть снова. Готовился к новому рывку до 2003 года, и в свой день рождения, 10 августа, не сказав никому, кроме родителей, рванул в Москву. С собой взял небольшую сумку с одеждой, одеяло и подушку.
– Говорят, фортуна любит упорных…
– Это нельзя назвать везением. В Москве приходилось ночевать на вокзалах, работать сторожем, охранником. Не дай бог пройти кому-то то, что я прошел! Но я твердо решил не звонить домой и ныть: “Я тут погибаю”. Хотя близкие звонили и звали обратно. Но я не падал духом – тусовался в клубах, внаглую просился спеть. Потихоньку меня заметили музыканты-джазмены. Начали приглашать на концерты, тусовки. Я пел сначала даже не за деньги, практически за тарелку борща.
Рядом с легендарной Аллой…
– Как же в вашей трудовой книжке появилась вторая запись?
– Вот тут уже можно говорить о везении. В 2004 году я пел дуэтом с одной девушкой, которая работала у Пугачевой в группе “Рецитал”. Однажды она сказала, что из их коллектива уходит человек и нужна замена. Она знала, что я не знаком с нотной грамотой, что не имею музыкального образования. Сама же она была профессионалом, расписывала все партии, читала ноты с листа, но поверила в мой талант и предложила прийти на прослушивание. При этом поставила жесткое условие: за два дня нужно было выучить партии тридцати песен. В бэк-вокале у Пугачевой было шесть человек, и у каждого – своя партия, все очень сложные. Два дня и две ночи я зубрил их по аудиозаписям. Потом приехал на прослушивание. Прослушивала меня не сама Пугачева – ее директор, я ей понравился. Так меня взяли в команду, где я проработал до самого финала – пока Алла не распустила коллектив в 2010 году.
– Признайтесь: вчерашнему электрику было сложно работать с Примадонной?
– Совсем нет. Притом что Пугачева в работе очень требовательная, человек она просто суперский! Два раза в год мы собирались у нее дома всем коллективом. Это была традиция – на ее день рождения в апреле и в первое воскресенье весны. Она собирала всю свою тусовку, и в этот день все дарили ей желтые цветы – открывали весну. Это было веселое застолье, с песнями, смехом, танцами. С Пугачевой я объездил весь мир. Иногда гастролей было так много, что мы не понимали, в каком городе находимся. Случались даже казусы. Алла кричит со сцены: “Барнаул, привет!”, а на самом деле мы в Омске… Но бывали моменты, когда она не могла работать слишком много из-за проблем со здоровьем. Тогда мы работали с Филиппом Киркоровым, с Кристиной Орбакайте, с оперным певцом Алессандро Сафиной.
– Наверное, на собственное творчество времени уже не хватало?
– Зря так думаете. Параллельно у меня был свой коллектив, я выступал в московских клубах и даже гастролировал по России… Когда в 2005 году на “Песне года” я был признан лучшим композитором года – за песню “Останусь”, мне стали звонить, просить написать хиты. Я начал быстро соображать и понял, что сейчас волна меня несет и надо срочно писать альбом!
В планах – покорение Казахстана!
– Вам удалось осуществить задуманное?
– На сегодняшний день у меня есть полноценная концертная программа на полтора часа, есть крутые музыканты. Осталось заняться пиаром. После Нового года планирую все подправить и зарегистрировать собственный альбом. Тогда можно заключать контракт с какой-нибудь крупной records-компанией, которая сделала бы промоушн. Возможно, попробую себя в проекте “Голос”. Может быть, вы увидели бы меня в этом сезоне “Голоса”, но, когда он стартовал, я был задействован в другом телевизионном проекте – “Танцы со звездами”. Я исполнял песни, под которые танцевали пары.
– Положа руку на сердце скажите, у вас сейчас есть песня, которая могла бы выстрелить громче первого вашего хита “Останусь”?
– Есть, и не одна. У меня есть что показать, чем удивить. Просто пробиться на телеэкраны без подвижного администратора, продюсера непросто. Но это не значит, что не нужно предпринимать попыток “взять высоту”. Это нужно делать всегда.
– Часто ли бываете на родине, в Казахстане?
– Буквально пару недель назад был. Стараюсь приезжать как можно чаще, ведь в Темиртау у меня мама, младший брат, все родственники и друзья. Как только приезжаю, меня тут же рвут на части – накрывают дастархан, бешбармак на стол ставят. Моя Родина – Казахстан, я тут родился, вырос. Казахское гостеприимство у меня в крови – я никогда не отпущу гостя, пока он не поест. Москвичам этого не понять, у них другой менталитет. Да, у меня в Москве семья – жена, дочка и сын. А еще здесь жила моя бабушка, ее репрессировали в 1942 году. Да, сейчас я адаптировался в Москве, пустил корни, но не считаю себя москвичом. Вообще хочу доделать все, что задумал, и рвануть с концертами в Казахстан!
Караганда