После нашей публикации о бывшем детдомовце, 18-летнем Сергее ДЮКОВЕ – “Зачем меня рожали?” – в редакцию позвонило немало желающих помочь парню.
– Когда я прочитала о судьбе Сергея, долго плакала, – рассказывает алматинка, мама четверых детей Нурбиби. – Мой племянник один в квартире живет, может, к нему Сергея подселить?
Одна из звонивших женщин предложила детдомовцу… платить стипендию, чтобы он мог окончить учебу в колледже. Женщина, представившаяся Зоей, предложила Сергею перевестись в колледж в Астану, а жить в их семье, работать в крестьянском хозяйстве рядом со столицей.
Пока Сергей обитает в Алматинском доме юношества на птичьих правах. Заметно осунулся и похудел. В редакцию приехал в летних кроссовках и тонкой ветровке – денег на покупку теплых вещей нет.
Контакты всех желающих помочь мы передали Сергею.
– Надеюсь, найду работу, крышу над головой, – говорит парнишка. – Даже не ожидал, что так много отзывчивых людей!
Программы есть, но знают ли о них?
А вот наш запрос от 5 декабря в управление образования Алматинской области – мы поинтересовались, чем чиновники могут помочь Сергею, – остался без ответа. Хотя именно областные чиновники должны решать проблемы героя нашей публикации, так как парень вырос в областном детдоме. Вот и в ответе Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК говорится: вопрос обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, входит в обязанность местных исполнительных органов.
Между тем мы узнали: существует множество государственных программ, призванных помочь выпускникам детдомов. И на их реализацию выделяются немалые деньги!
Например, проект “Планирование жизни и карьеры” предусматривает поддержку детдомовцев в “их жизнеустройстве”.
Программа занятости-2020 предполагает субсидии на переезд, обучение на курсах профподготовки, содействие в трудоустройстве, комнату в общежитии и прочее. А госпрограмма “С дипломом – в село!” подразумевает даже выплату подъемных средств и кредит на покупку жилья. Но знают ли об этом детдомовцы?
22 года в очереди
Обеспечение детдомовцев жильем – вообще больная тема для республики. Так, в Семее в очереди на получение квартиры числится 821 выпускник детдомов и интернатов. Номер первый в списке – аж с 1991 года! Денег в местном бюджете на выдачу жилья катастрофически не хватает, за два последних года только двое (!) сирот получили квартиры в поселке Шульбинск.
По данным заместителя акима Уральска Галыма ОРЫНГАЛИЕВА, на учете состоят 1 384 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в жилье. За последние три года сиротам было предоставлено 164 квартиры. Несколько лет назад бывший детдомовец даже залез на дерево перед акиматом, чтобы чиновники обратили на его проблему внимание. Только после этого ему выдали квартиру. Но лезть на деревья – не лучший выход.
Кто разевает рот на квартиры сирот
Большинство выпускников детского дома Актау – так называемые социальные сироты, их родителей лишили родительских прав. И часто, выйдя из стен детдома, они обнаруживают – их квартиры давно проданы. А органы опеки не удосужились проследить, чтобы этого не произошло.
Выпускница детского дома Елена С. скиталась по городу, хотя у нее после смерти матери оставалась квартира. Но, как выяснили журналисты, в ней проживала семья одной из сотрудниц акимата города Жанаозена. Только через суд удалось вернуть девушке жилье.
Молодежные дома в Актау до сих пор не построили. Пытались местные власти покупать квартиры и вселять в них сразу по 5–7 детдомовцев, но эксперимент не удался.
Нет работы – нет жилья
В конце прошлого года в Кызылорде наконец заработал Дом юношества. Первый этаж отдан выпускникам детского дома. Жить здесь ребята будут до 23 лет, а после переселятся на верхние этажи, в однокомнатные квартиры. Таких здесь 65. Молодые люди могут жить до 29 лет на условиях аренды жилья. А потом постараться как-то решить жилищный вопрос.
У местных жильцов, в основном студентов, – самоуправление, есть даже свой президент, который решает множество вопросов. Но главную проблему – трудоустройство детдомовцев – он не в силах решить. А без работы крайне сложно не то чтобы накопить на свое жилье – даже аренду платить.
В Жамбылской области первые 15 детдомовцев вселились в новые квартиры в микрорайоне “Байтерек”. Руководство области уверяет: традиция будет продолжена. Но в регионе – около 1 200 сирот.
Ключи дали, а документы забыли
В Карагандинской области три Дома юношества для детей-сирот: в областном центре, в Темиртау и Жезказгане, однако мест на всех не хватает. Те, кто сюда не попал, скитаются по чужим углам, а то и по подвалам. Осенью этого года стала известна история 21-летней Людмилы МАТЮШЕНКО, которая вместе с мужем несколько месяцев обитала в купленной в кредит машине “Жигули”. Девушка – участница госпрограммы. Но право на жилплощадь имеют только работающие выпускники, а кто возьмет на работу беременную?
Недавно “Караван” писал, как 17 выпускникам детдомов аким области торжественно вручил ключи от квартир, а вот документы выдать забыл. Лишь после огласки новоселы получили… договора аренды.
В начале этого года аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ сообщил: в 2013 году в области планируется выдать 100 квартир детям-сиротам. Всего же их в регионе числится около 3 тысяч.
Спасибо добрым людям
В Актобе 2 320 сирот ждут квартир. Дом юношества вместить может максимум 60 ребят.
За последние три года 17 воспитанников обзавелись собственным углом с помощью банков, 20 – получили квартиры из жилфонда, 14 – отсудили свое жилье у тех, кто его незаконно занял, 29 – вернулись в родительский дом. Еще 11 ребятам подарили жилье спонсоры. Остальные могут рассчитывать только на себя. Особенно тяжело приходится выпускникам Жайсанского интерната для детей с задержкой психического развития.
Но с некоторых пор и у них есть свой благодетель – Асхат Шохом из поселка Мартук. Мужчина стал помогать бывшим детдомовцам. Для более 20 детей, прописанных в его домовой книге, он – единственный родной человек.
Вся надежда на акима
В Атырауском регионе за два года детдомовцам выдали несколько квартир в новом микрорайоне “Нурсая”. Но это – капля в море. В 2014 году власти обещают выделить 140 квартир молодым семьям, в том числе и детдомовцам. Директор Дома юношества города Атырау Гульсара БОТАТАЕВА считает: приоритет должен быть у молодых семейных пар, которые скитаются по чужим углам, отдавая большую часть заработанных денег за съемные комнатушки.
– Мы планируем внедрить опыт города Усть-Каменогорска – это социальное шефство над детьми, – делится планами с “Караваном” Гульсара Ботатаева. – Надеемся, аким Прикаспия поддержит идею.
В Южно-Казахстанской области в очереди на получение жилья стоят три тысячи сирот.
– До 2013 года бюджетное жилье выпускникам приютов и Дома юношества выдавали лишь однажды – в 2009 году, – сообщила главный специалист управления Жамал ОТАРБАЕВА. – Тогда квартиры получили 14 человек.
К счастью, в Шымкенте заработала программа “Доступное жилье-2020”: в октябре этого года квартиры получили 70 сирот, в ноябре – еще 55. На будущий год также предусмотрено выделение квартир. Но нуждающихся – намного больше.
В доме юношества Костаная мест не хватает. И туда не попадает самая многочисленная категория – дети, чьи родители не были лишены родительских прав. Как правило, после наступления 18 лет их отправляют в дом родителей-пьяниц. А оттуда дети сбегают в… никуда.
Вариант решения проблемы
В Восточном Казахстане проводится необычный эксперимент. Около 1 600 детдомовцам открыли накопительные счета в банке для приобретения жилья. На них уже собрано более 112 миллионов тенге.
По информации областного управления по защите прав детей, в этом году жилье выделено 43 бывшим воспитанникам детдомов.
Проект “Мейірім” работает два года. Смысл в том, что детдомовцев закрепляют за предприятиями и организациями, которые несколько лет перечисляют деньги на жилищные счета. Как спонсоры. В начале декабря управление срочно искало шефов для оставшихся 85 детдомовцев. Выпускники более ранних лет стоят в очереди на госжилье по 10–15 лет.
По материалам собственных корреспондентов подготовила Елена КОЭМЕЦ