Дальнобойщики протестуют против платных дорог: как все начиналось и что об этом известно - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дальнобойщики протестуют против платных дорог: как все начиналось и что об этом известно

Дальнобойщики протестуют против платных дорог: как все начиналось и что об этом известно

Протесты дальнобойщиков начались несколько дней назад на западе Казахстана и теперь охватили всю страну. Волну недовольства поддержали девять регионов. Основная претензия водителей большегрузов - низкое качество дорог и инфраструктуры, удорожание ГСМ и низкие цены на грузоперевозки.

  • 3 Июня 2021
  • 2706
Фото - Caravan.kz

Медиа-портал Caravan.kz вспоминает, как начался конфликт и что известно о ситуации на сегодняшний день.

Дальнобойщики в нескольких регионах Казахстана выступили против введения платы за проезд по дорогам. Водители заявили, что сначала на трассах нужно навести порядок, отремонтировать полотно, провести Интернет, а уже потом требовать деньги. Ситуацию прокомментировали в нацкомпании «КазАвтоЖол» и Союзе транспортников KazLogistics, говорилось в первых сообщениях СМИ по этому поводу.

30 мая у въезда в Уральск собрались более 50 водителей большегрузов. Подобная акция прошла и на объездной дороге в Нур-Султане.

Вызывают нарекания очистка трасс зимой и отсутствие туалетов.

Кроме того, водители уверены, что введение системы оплаты проезда скажется на ценах на продукты, которые перевозятся по трассам.

С дальнобойщиками, собравшимися недалеко от Нур-Султана, встретились гендиректор Союза транспортников Казахстана Ерлан Абсатов, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев, заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Талгат Темирханов, председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскар Муратулы.

Представители госорганов попытались разъяснить ситуацию с введением платных автодорог и достигли договоренности с протестующими о том, что инициативная группа из числа водителей будет взаимодействовать с KazLogistics. В течение недели будут приниматься предложения от перевозчиков, после их передадут в АО «НК «КазАвтоЖол».

В нацкомпании сообщили, что в соответствии с программой инфраструктурного развития «Нурлы жол» предусмотрено введение платности на 11 тысячах километров автодорог до 2025 года. В 2021 году планируют открыть платное движение на 5,8 тысячи километров трасс.

«Первая платная дорога запущена в Казахстане в 2013 году на участке Нур-Султан — Щучинск, что позволило полностью качественно содержать ее за счет сборов. Взимание платы за проезд по автомобильным дорогам — общемировая практика, которая позволяет применить справедливый принцип «Кто пользуется дорогой — тот и платит за ее содержание». Все собранные средства идут на улучшение состояния платной дороги и предоставляемого сервиса. Деньги из республиканского бюджета на платные дороги не выделяются. Ставки сбора за проезд в Казахстане одни из самых низких в мире», — заявили в пресс-службе Союза транспортников Казахстана.

Вскоре акции протеста дальнобойщиков прошли в девяти регионах страны.

Водители большегрузов выразили недовольство стоимостью проезда по новым участкам платных дорог. Согласно действующим расценкам, каждый километр перевозчикам будет обходиться до 37 тенге. В «КазАвтоЖоле» уже заявляют, что готовы к переговорам и, возможно, тарифы будут снижены.

К примеру, в Шымкенте дальнобойщики выставили свои фуры у обочины дороги. Качество дорог вызывает у них немало вопросов, да и цена в 37 тенге за километр приведет водителей, по их словам, ведет к убыткам.

«Мы согласны платить за дорогу, но в пределах разумного, и если дорога ровная. В YouTube выставлены турецкие дороги, наши шофера выставили – восемь полос, обочина асфальтированная. И то она бесплатная. А у нас что, хотят золотой асфальт по Казахстану положить?» — говорит дальнобойщик Надыржан Алиев.

Атырауские водители собрались на одной из городских стоянок. К протестующим вышло руководство региона для обсуждения вопроса. По их словам, причин для забастовки нет: некоторые участки останутся бесплатными.

«Введение платных дорог на участках дорог неудовлетворительного состояния министерство полностью поддержало. Стихийные акции протеста дальнобойщиков прошли в девяти регионах страны. В «КазАвтоЖоле» отреагировали: заявили, что попробуют пересмотреть действующие тарифы, а также определить сроки, когда именно почти 6 тысяч километров автодорог станут платными», — сказал Кайрат Бекенов, заместитель акима Атырауской области.

Водители большегрузов из Нур-Султана также поддерживают своих коллег. По их словам, им ощутимо сократили плату за работу, а расходы на топливо, напротив, увеличились. Но самое главное, люди требуют альтернативного – бесплатного – проезда, как в развитых странах.

К протестам присоединились более сотни водителей большегрузов в Туркестанской области. Мужчины выступили против планов властей ввести плату за пользование автотрассами. С раннего утра 31 мая они собрались на выезде из города Туркестана, поставив грузовики вдоль участка дороги Западная Европа — Западный Китай.

Водитель большегруза Жанибек Оралхан — один из многих дальнобойщиков, кто 30 мая встал «на отстой» в знак протеста против введения платных дорог в Казахстане. Его автомашина встала на объездной дороге в Нур-Султане, между мостами Павлодара и Щучинска.

«Мы против платных дорог. Только недавно вновь подняли цены на ГСМ. Это значит, что перевозка грузов подорожает, а это приведет к удорожанию продуктов питания. Приехала полиция и уговорила разойтись. Сейчас собираемся писать письма от имени всех водителей, — объяснил позицию дальнобойщиков Жанибек Оралхан. — Говорят, что с большегрузов будут взимать 25 тенге. Если считать дорогу Алматы — Нур-Султан, а это почти 1300 километров, я буду платить 32 500. Еще у меня на солярку уходит около 100 тысяч тенге, я жгу за поездку 500–550 литров. На дороге бывает всякое, колесо может лопнуть, да много что. А это еще 130 тысяч тенге только за одно колесо, а качество дорог, как сами знаете, далеко от идеального».

Водители считают, что платным дорогам должна быть альтернатива в виде бесплатных, но категорией ниже, «как в России». К тому же, сетуют они, казахстанские дороги далеки от стандартов в европейских странах, где водители считают нормой платить за проезд по хорошей трассе.

«У нас даже на автобане едешь и трясешься: бетон там неровный местами», — возмущен Жанибек Оралхан.

В Уральске на протест вышло более 50 водителей. Дальнобойщики требовали условий на дорогах, прежде чем вводить платность.

«Вы просто посмотрите на состояние наших дорог. Возьмите, к примеру, трассу Уральск — Атырау, там одни памятники стоят. Всё аварийное, за что платить? На дорогах нет связи, если сломаюсь где-то, то вынужден стоять, просить кого-то. Пусть тогда создадут условия, построят качественную дорогу. И потом мы с расценками не согласны», — рассказал порталу водитель грузового автомобиля Александр.

По словам дальнобойщика из Шымкента Дильшата, зимой трассы никто не чистит.

«Дороги находятся в ужасном состоянии. Мы против введения платной системы проезда. Условий нет, туалетов нет. В соседней России на платных дорогах созданы все условия. Зимой трассы у нас вообще не чистятся. Они лишь делают вид, что посыпают песком, снимают на видео и отчитываются, что всё хорошо. Сколько аварий из-за этого произошло», — отметил мужчина.

Казахстан действительно вводит оплату проезда на определенных участках начиная с июня 2021 года. Конкретная дата не определена, однако известно, что платными станут 18 участков дорог:

  1. Шымкент — граница Узбекистана;
  2. Уральск — граница РФ (Саратов);
  3. Уральск — граница РФ (Самара);
  4. Граница РФ (Оренбург) — Актобе;
  5. Щучинск — Петропавловск;
  6. Шымкент — Кызылорда;
  7. Шымкент — Тараз;
  8. Тараз — Кайнар;
  9. Капшагай — Талдыкорган;
  10. Карабутак — Кызылорда;
  11. Актобе — Уральск;
  12. Атырау — Бейнеу — граница Узбекистана;
  13. Актау — Бейнеу;
  14. Костанай — граница РФ (Троицк);
  15. Нур-Султан — Костанай;
  16. Павлодар — граница РФ (Омск);
  17. Нур-Султан — Павлодар;
  18. Павлодар — Семей — Калбатау.

Стоит отметить, что на ситуацию с протестами отреагировали и в АО «НК «КазАвтоЖол».

«Данные ставки платы приказом главы МИИР еще не подписаны, поэтому находятся на рассмотрении. Я думаю, все пожелания и требования наших пользователей, а также перевозчиков будут учтены, и в ближайшее время будет принято решение. Ожидается, что на принятие решения, в котором примут участие предприниматели, а также профильные государственные органы, у «КазАвтоЖола» уйдет около двух недель», — заявил Талгат Смагулов, зампредседателя правления АО «НК «ҚазАвтоЖол».

«Будем вводить с июня. Но это не говорит о том, что с 1 июня начнут взимать деньги. В течение месяца, где дороги у нас подходят, соответствуют стандартам, постепенно будет вводиться платность. На каких-то отдельных участках будут идти ремонтные работы, доведут до стандартов, а потом только будут вводить платность. Сейчас нарекания поступают, например, в ЗКО — там есть один участок, где требуется ямочный ремонт. Там сделают дорогу, доведут до ума, а потом только будет вводиться платность», — рассказал официальный представитель АО «НК «КазАвтоЖол» Диас Ахметшарип.

30 мая к протестующим водителям большегрузов под Нур-Султаном приехали вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев, председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскар Муратулы, представители НПП «Атамекен» и Союза транспортников Kazlogistics. Они рассказали дальнобойщикам о «реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол».

«Водители дальнего следования озвучили свои мнения о решении введения платности и поделились предложениями. Министерство и АО «НК «КазАвтоЖол» готовы рассмотреть все поступившие запросы. В течение семи дней общественные ассоциации будут собирать предложения от всех заинтересованных участников дорожного движения. После завершения сбора предложений будут рассмотрены проекты приказов о вводе платных дорог с определением ставок платы и сроков ввода платной системы», — говорилось в распространенном релизе «КазАвтоЖола».

«Тарифы утверждаются сейчас, но, в принципе, они согласованы. На первой категории дорог — это автобаны по три полосы с каждой стороны и с разделительной полосой посередине — будут платить все: и легковые, и грузовые. Легковые будут платить один тенге за километр, а грузовые — максимум 25, в зависимости от тоннажа автомашины. На дорогах других категорий легковые не платят, платят грузовые, и там идет на снижение — 20, 15, 10», — сообщил Диас Ахметшарип.

На сайте «КазАвтоЖола» написано, что новые дороги «обеспечат безопасность и высокий уровень комфорта для водителей и пассажиров, снизят уровень аварийности и будут способствовать активному развитию дорожной инфраструктуры, придорожного сервиса и круглосуточного сервиса на участках». Там также сообщается, что «новые платные дороги сконструированы с приоритетом на безопасность для всех участников движения».

Одной из последних новостей по этому поводу было то, что в среду, 2 июня, водители большегрузов и легковых автомобилей перекрыли одну из дорог на въезде в Актау в знак протеста против платных трасс.

Это уже третья акция в регионе, проводимая в знак протеста из-за ввода системы платных дорог.

«Весь Казахстан против платных дорог. Мы тоже солидарны с ними и поэтому тоже собрались выразить свое недовольство», — говорят собравшиеся водители.

Как говорят дальнобойщики, они обратились с письмом в областной акимат. 

В управлении полиции Актау отметили, что информация о проведении акции протеста недостоверна.

«Установлено, что газовоз снят на видео при совершении маневра, разворота в сторону Актау. Водитель машины пояснил, что, следуя на станцию Мангышлак, решил вернуться в город, для чего начал разворот на т-образном нерегулируемом перекрестке. При развороте газовоз заглох, в связи с чем создался искусственный затор. Прибывшие на место сотрудники полиции в считанные минуты помогли водителю газовоза завершить разворот».