За год картина выиграла и продолжает собирать множество призов на фестивалях: от Берлинале до азиатского “Оскара”, ежегодной премии Asia Pacific Screen Awards, где соревнуется с другими лентами в номинации “Лучший режиссер” (результаты будут объявлены 12 декабря). Были победы в Европе и США, в том числе пять Гран-при. Кроме того, в июле Эмир Байгазин был приглашен в качестве члена международного жюри 65-го МКФ в Локарно, а в августе – в рамках кинофестиваля в Сараево провел мастер-класс на тему: “Поиск киноязыка: движение от эстетики к этике изображения”.
Фильм оставляет впечатление хорошо выверенного, отобранного кадр за кадром полотна, которое собрано легко. Нет ни лишних планов, ни лишних слов. Даже короткие, рубленые порой фразы несут в себе большую смысловую нагрузку. Чего стоит фраза бабушки главного героя Аслана, когда после того, как восьмиклассник, словно заправский мясник, разделывается с бараном, она произносит лишь: “Бисмилля демедiн гой!”. Фильм снят на казахском языке, который очень органичен, даже девушка в хиджабе выражается фразами из пословиц… Несмотря на то что фильм словно снят в условной степи, каждый казах узнает в этих стенах и в этом пейзаже, и в курте, разложенном по кругу на столе, в муравьях, копошащихся в пыли, что-то родное, видимое с детства, прочувствованное и, может быть, подзабытое. Показана и изнанка жизни: жестокие полицейские, выбивающие признания из восьмиклассников, школьные поборы в пользу томящихся на киче “братьев”, жестокость маленького мужского мирка, в котором варится Аслан, страдающий скрытым расстройством личности. При всей своей непохожести на других Аслан преуспевает в науке, и логика сюжета неминуемо ведет его от простых лабораторных опытов к созданию собственного оружия. И это символ настоящего вызова миру, в котором его постоянно унижают и оскорбляют. Бытовой раздрай в кадре у Байгазина играет уже другую отведенную ему роль: во всем этом минимализме хорошо просматривается человек, хотя разгадывать этот ребус приходится на фоне тонкой, держащей на нервах драматургии сюжета.
– “Уроки гармонии” – это картина о борьбе за выживание, – поделился своим видением режиссер. – Для меня важна борьба внутри человека: между хищником и существом более высокого порядка. Многие спрашивают о школе. У меня в картине она носит философско-социальный характер. Это символ. Конфликт бытия заключается в том, что дети идут в школу: на уроках литературы им рассказывают о писателях, идеях гуманизма, затем они идут на урок биологии, где им говорят о теории происхождения видов по Дарвину и естественном отборе, после – на урок НВП, где слышат рассказ о строении пули и поражении ею другого человека. Во всем этом и есть смысл гармонии, выходящей за грани категорий добра и зла.