Мы частенько слышим о финансовых кризисах, проблемах в экономике, но цифры, которые приводят чиновники, типа ВВП (внутренний валовый продукт) или МРП (минимальный расчетный показатель), порой слишком далеки от реальности и не ощутимы для граждан. Например, ВВП у нас почти 10 тысяч долларов на человека, но рядовой гражданин эти деньги в своем кармане не щупал и недоумевает, для чего высчитывается этот показатель. Поэтому в мире помимо общепризнанных “замудренных” индексов существуют очень даже веселые, которые наглядно показывают, как живут люди. Мы решили взять самые популярные из них и посмотреть, как обстоят дела в нашей стране. В этом нам помогли эксперты, которые с удовольствием поразмышляли над тем, как связаны между собой длина юбок, наполненность женских косметичек и походы в кино с кризисами и подъемами экономики.
Индекс кино
По мнению международных экспертов, этот индекс весьма наглядно показывает уровень благосостояния населения. Суть его в том, что именно в трудные времена люди, как ни странно, чаще ходят в кино. Это наиболее доступное по цене развлечение, которое спасает от депрессии. Мы решили узнать, как часто казахстанцы ходят в кино. И работает ли этот индекс у нас?
Ситуация вырисовалась интересная. Казахстанские социологи провели исследование и выяснили, что только 28,8 процента респондентов ходят в кино несколько раз в год. Почти столько же вообще не ходят в кино. Каждый шестой казахстанец посещает кинотеатры несколько раз в месяц, 6,7 процента граждан делают это раз в неделю. При этом основной посетитель кинотеатров – это молодой человек от 17 до 25 лет.
Расшифровать эти данные и сделать выводы мы попросили корифея казахстанского кинопроката Бауржана ШУКЕНОВА:
– Ежегодной четкой статистики как таковой нет в Казахстане по посещаемости кинотеатров, не прослеживаются сборы по деньгам. Но по моим личным наблюдениям, посещаемость в кинотеатрах растет. Хотя по стране закрылось около 16 кинозалов, и это тоже говорит о каких-то проблемах. При этом аудитория зрительская, несомненно, расширяется. Так как поход в кинотеатр – это самый доступный способ проведения отдыха. Ночные клубы, концерты – достаточно дорогие для населения. В Казахстане стоимость билетов в кино сравнительно дешевле, чем в других странах. Так, билет в кино в России стоит от 7 до 9 долларов, у нас – в пределах от 5,5 до 7,5 доллара. С мнением международных экспертов, что чем больше проблем в экономике, тем выше продажи билетов в кино, я отчасти могу согласиться. Так как в период экономического кризиса 2008 года посещаемость кинотеатров в Казахстане действительно поднялась. В других сферах наблюдалось снижение продаж и спроса, а кинотеатры этого не ощутили. Чем объяснить такой спрос? Возможно, что чем хуже экономическое положение, тем больше хочется забыться людям, и они идут в кино…
Индекс мини-юбки
Классический индикатор, который мы решили примерить на нашу экономику, – это индекс мини-юбки. Некоторые аналитики склонны считать, что чем длиннее юбки на гражданках, тем лучше экономическая ситуация. Прокомментировать “модную экономику” мы попросили известного модельера Балнур АСАНОВУ:
– Если говорить о казахстанских трендах, то сегодня чаще всего наши женщины носят среднюю длину юбок, прикрывающую колено. Наверное, не так и плохо с экономической ситуацией в стране. Вспомните 90-е годы, период кризиса, тогда действительно мини-юбки были в моде… А вот макси-длину у нас предпочитают крайне редко. О чем это говорит? Может быть, действительно люди чувствуют себя не до конца защищенными. Хотя это спорный вопрос. Большинство женщин носят брюки, это говорит о том, что женщины стали практичнее, им приходится работать, зарабатывать… Это тоже может говорить о состоянии экономики в стране. Конечно же, по тому, как одето население, можно судить о благосостоянии. Но я хочу подчеркнуть, что в нашей стране такие индексы сработают едва ли. Все дело в менталитете. У нас люди на последние деньги покупают дорогие вещи. Они могут жить в арендной квартире, ездить на автобусе, при этом носить брендовую сумку. Идет подмена ценностей.
Индекс губной помады
Говорят, что этот “экономический индекс” придумал владелец одной из косметологических империй Леонард Лаудер. По его мнению, наполненность и содержимое женских косметичек могут сигнализировать об изменениях в экономике страны – чем чаще женщины покупают дешевую губную помаду или лак для ногтей, тем хуже им живется. Чтобы выяснить, как с этим у нас, мы обратились к директору коммерческого отдела одной из крупных торговых сетей косметики в Казахстане:
– Вполне возможно, что этот индекс работает. Мы наблюдали, что действительно в период экономического кризиса наши женщины переключились с дорогой косметики на более доступные бренды. Вместо крупных покупок увеличилось количество мелких, таких как губная помада. Но полностью доверять этому индексу не совсем правильно. Так как губная помада может стоить очень даже недешево.
На одном из казахстанских женских форумов решили выяснить, сколько наши женщины тратят на косметику в месяц. Некоторые, оказывается, отдают треть зарплаты, но в среднем респондентки сошлись на 5 тысячах тенге в месяц.
Индекс сексуальных официанток
Самый горячий индекс, и при этом самый реалистичный – это индекс официанток. Чем слабее экономика, тем привлекательнее официантки. Так как многие симпатичные и умные девушки вынуждены идти в кафешки, не имея возможности найти более достойную работу. Весьма логично. А как обстоят дела у нас? Об этом мы решили спросить в одном из рекрутинговых агентств Алматы.
– Действительно, спрос на официанток высокий, даже если кризис, – говорит менеджер по подбору персонала Олеся ЖДАНОВА. – Хотя судить по красоте официанток и их уму о состоянии экономики в Казахстане я бы не стала, у нас тут своя специфика. Дело в том, что у наших девушек очень высокие запросы и амбиции. Любая студентка, вышедшая из вуза, претендует на высокую зарплату и не пойдет в официантки. Очень часто бывает, что приходит кандидатка, которая уже несколько месяцев сидит без работы, но при этом “непрестижные” вакансии даже близко не хочет рассматривать. В официантки в основном идут приезжие девушки с периферии, это 60 процентов всех работающих в кафе. О сексуальности здесь говорить не приходится, это в основном скромные девушки, которым нужно выживать в большом городе.
Индекс счастья
В “Википедии” сказано, что международный индекс счастья отражает реальное благосостояние людей, которое, по мнению экспертов, ВВП не отражает. В списке самых счастливых стран Казахстан в 2012 году занял 119-е место из 151 позиции. Для примера: Россия – на 122-м месте. Но каждая страна по-своему высчитывает этот индекс. У нас это делают, используя пять показателей, в Китае – 16. Мы дозвонились до аналитической компании, которая высчитывает индексы казахстанского счастья вот уже несколько лет. И узнали подробности:
– Для измерения индекса счастья мы использовали данные Агентства РК по статистике, то есть то, что задекларировано. На самом деле реальная экономика и ситуация могут быть другими. Мы рассматривали такие параметры, как здоровье, безопасность, образование, доступ к коммуникациям и уверенность в завтрашнем дне. Больше всего нас удивил уровень преступности, он оказался очень высок.
Самым счастливым городом в Казахстане в 2012 году стал Алматы, в 2011-м лидерство держала Астана. Самый низкий индекс счастья оказался в Костанайской области.
Чисто казахстанские понятия: Индекс лошадиных сил и бешбармака
Мы предложили экспертам поразмышлять, а какой чисто казахстанский индекс можно вывести, чтобы судить о благосостоянии народа. Например, стоит ли доверять индексу бешбармака? Чем больше мяса и меньше теста – тем лучше экономическая ситуация в стране. Оказывается, этому показателю верить без оглядки нельзя. Менталитет у нас такой, что на мясе мы не экономим. А уж если гости придут, то дастархан будет такой, что никаким экономическим кризисом даже близко пахнуть не будет.
Известный экономист Магбат СПАНОВ откликнулся на наше предложение вывести казахстанский индикатор экономики и предложил индекс лошадиных сил:
– У кого мощнее двигатель на авто, тот считается круче. У нас любят ездить на “Хаммерах”, огромных джипах и смеются над теми, кто ездит на маленьких авто. Казах на пони ездить не может, как известно, ему нужен самый лучший жеребец. Хотя во всех странах давно пересели на малолитражки. У нас же ни стоимость бензина, ни налоги не влияют на эту привычку. Это сидит внутри нас. Кочевники всегда мерились лошадьми и крыльями юрты. Поэтому чем больше авто и квартира, тем лучше якобы он живет.
P. S. Пытаясь примерить на казахстанскую экономику мировые стандарты, мы выяснили, что у нашего общества свои особенности, которые ломают все стереотипы.
– У нас больше работают индексы понтов, – уверен экономист Магбат Спанов.
И за этими самыми понтами порой сложно рассмотреть реальное положение экономики в стране. По улицам ездят крутые джипы, дамы ходят в “Прада”, именно мы закатываем пышные тои в кризис и, приезжая за границу, шокируем всех непомерными тратами.
– Но если приглядеться к цифрам подушевого финансирования здравоохранения и образования, – уверен экономист, – вот тут уже не до “шика и блеска”, есть над чем серьезно призадуматься…