Во-первых, эта публика объединилась и переименовалась в ОЮЛ “Национальная ассоциация кооперативов и других форм экономических сообществ Республики Казахстан” (ОЮЛ – объединение юридических лиц). Объявив себя саморегулируемой организацией (СРО), структура была включена куратором ЖКХ от правительства, министерством индустрии и инфраструктурного развития, в свой реестр СРО. С ходу найти этот документ на сайте министерства у нас не получилось, но мы обязательно о нем у чиновников спросим. Нам же важно вам показать, как в два прыжка председатели КСК через своих общественников вплотную приблизились к тем, кто принимает решения в сфере ЖКХ в правительстве, и откуда выросли ноги у ненавидимой ими реформы.
Действовать они намерены через подразделение их ассоциации – комитет по жилищной реформе и развитию отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ничего название вам не напоминает? Вот-вот… а потому обратим на это название ваше особое внимание.
Как назовешь, в то и поверят
Для начала приведем названия других, уже государственных структур, специализирующихся на сфере ЖКХ, от уровня акиматов до уровня министерства индустрии и инфраструктурного развития и правительства: “Управление жилищной политики”, “Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства”, АО “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства”. И вспоминаем сразу про нашего героя – комитет по жилищной реформе и развитию отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как вам такой подбор из названий?
Скажите честно, если бы мы вам не написали о том, что комитет по жилищной реформе и бла-бла-бла – структура, созданная председателями КСК и их общественниками, посчитали бы вы его за государственный орган? Вот на то, видимо, и был весь расчет.
Согласитесь, название не ассоциируется у вас с негативной и скандальной репутацией председателей КСК, вы ему доверяете так же, как и другим государственным структурам, считая их независящими от интересов этой публики.
Прием с использованием в названии словосочетаний, близких по смыслу и значению с названиями государственных органов и структур, не нов и давно применяется как политтехнологами, так и коммерсантами. Политики получают от этого свои политические дивиденды, а коммерсанты решают свои проблемы через формирование общественного мнения и нужные им поправки в законодательство. Наши герои, по всей видимости, ровно на это и рассчитывают.
Посмотрим, что ими написано в учредительных документах: “1.10. Инициация и представление рекомендаций и предложений о внесении поправок в действующее законодательство в отношении субъектов рынка и членов саморегулируемой организации. Представление их интересов перед рабочими группами, комиссиями, комитетами, общественными организациями и государственными органами в сфере жилищных отношений и развития отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства”. Необходимо пояснить, кого считает подразделение ассоциации в виде комитета участниками рынка, – это управляющие и сервисные компании.
Ранее мы уже неоднократно писали, что просто так председатели КСК с рынка ЖКХ не уйдут, еще в начале прошлого года они обсуждали между собой, куда им лучше слиться: в управляющие или сервисные организации, но ни слова о том, чтобы заняться чем-то иным, ни тогда, ни сейчас ими не говорится.
Теперь мы видим, что было решено охватить и то и другое, а заодно обзавестись лоббистом своих интересов в государственных структурах в лице своего подразделения с двусмысленным названием – комитет по жилищной реформе.
Принцип развода
Прежде чем вам показать, как остроумное решение бывших управдомов назвать подразделение комитетом по жилищной реформе будет работать, напомним, чем деятельность их общественников запомнилась. Например, именно они уверяли собственников и государственные органы в том, что открыть сберегательные счета в банках для накоплений на капитальный ремонт невозможно, так как это очень дорого – нужно будет заплатить банку за открытие 10 тысяч тенге за счет, а если в КСК более сотни домов, то откуда взять такие деньжищи. Напомню, что мы тогда не поленились и пробежались по сайтам нескольких банков, где черным по белому было указано, что открытие и обслуживание сберегательного счета юридического лица, к которым относятся и кооперативы, бесплатно, о чем и было написано в статье. Никто не хочет отдавать власть: на какие хитрости идут председатели КСК
Иными словами, ребятами предоставлялась недостоверная информация, а о том, чем чревата для собственников куча мала из денег на одном банковском счете для всех домов, думаю, повторять не стоит. Сейчас мы наблюдаем, как уходящие в ОСИ или простые товарищества (ПТ) собственники не могут забрать свои накопления на капитальный ремонт именно потому, что общак не предусматривает реальной возможности контроля за поступлениями и расходами.
Другая история – общественники были категорически против того, чтобы собственники на общем собрании выбирали сервисную организацию: мол, откуда дилетантам знать, кто лучше и качественнее работает, другое дело – председатель КСК, он во всем разбирается, поэтому он должен это решать.
Вроде бы безобидное утверждение, если не знать, что подавляющее большинство председателей КСК, имеющих под управлением несколько домов, оформили сервисные организации на своих родственников, а то и на себя, и затем с самим собой заключили договор. Ну кто будет знать ФИО учредителя, а директором можно кого угодно поставить – вот такая арифметика.
Тогда власти на уговоры не поддались, а отказ открывать отдельные счета на каждый дом и вовсе спровоцировал нынешнюю жилищную реформу, но торопиться с аплодисментами не стоит. Общественники от председателей КСК участвовали в рабочих группах по подготовке поправок в жилищное законодательство, и им, на наш взгляд, удалось протащить крайне вредные для собственников поправки. Первая позволяет совету дома самому выбирать управляющую компанию, вторая – управление банковскими счетами может быть передано управляющей компании. Оговорка в законе, что делается это по решению общего собрания собственников, звучит неубедительно, зная о том, каким манером все эти собрания проводились.
Мы неоднократно обращались к депутатам с просьбой отменить антинародные поправки, но прежний созыв нас не услышал, поэтому вновь апеллируем к мажилисменам: в ближайшее время к вам поступит проект закона с очередной порцией поправок, внесите еще две, отменяющие непомерные полномочия совета дома и управляющих компаний.
Но вернемся к нашей теме и покажем вам, как миллионы могут быть введены в заблуждение простым названием структуры. В учредительных документах полное название подразделения ассоциации значится: “Комитет по жилищной реформе и развитию отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства”. Никаких добавок в виде ОЮЛ “Национальная ассоциация кооперативов и других форм экономических сообществ Республики Казахстан” нет. Это означает, что на всех документах, печати, письмах, пресс-релизах подразделения в виде комитета упоминание матери-основательницы в лице ассоциации из председателей КСК необязательно.
Покажем, к чему это может привести. Получает, например, редакция новостей такой пресс-релиз, а в СМИ тоже люди работают, и дает из него информацию в эфир, где говорится, что руководство комитета по жилищной реформе и развитию отношений субъектов рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства выступает за отмену требования на открытие сберегательных счетов для накоплений на капитальный ремонт, так как считает их обслуживание для собственников дорогостоящим. Мы смоделировали ситуацию, сложив прошлое и настоящее. Как бы вы восприняли эту информацию, если бы мы вам не дали полный расклад по комитету? Вот именно, вы бы решили, что одна из государственных структур в сфере ЖКХ выступает за изменение законодательства.
Нарисуем еще один воображаемый вариант развития событий. Подобный пресс-релиз поступает в еженедельную газету, и там захотели спросить мнение руководства министерства индустрии и инфраструктурного развития на заявление своих подчиненных… Вот веселуха начнется… Долго секретарше министра придется искать телефон председателя несуществующего у них комитета.
Повторю, мы набросали только несколько возможных вариантов, но суть ясна – вольно или невольно, но использование создателями в названии подразделения общественной организации названия государственной структуры вводит людей в заблуждение.
Мне неизвестны требования законодательства в части запрета на использование названий государственных органов и структур при регистрации предприятий и общественных объединений, но допускаю, что оно существует.
Неслучайно общественники от председателей КСК пошли таким долгим путем: вначале зарегистрировали ассоциацию, а затем простым голосованием и приказом создали подразделение с двусмысленным названием.
Подчеркну, в этом случае государственная регистрация не нужна, и никто комитет в департаменте не регистрировал, использовалась брешь в законе.
Раз уж мы однажды обратились сегодня к депутатам, то обратимся и в этом случае: уважаемые народные избранники, самое время вам принять поправки, запрещающие использовать названия государственных структур в названиях подразделений коммерческих и некоммерческих, читай – общественных организациях. Не сделаете этого, не ровен час мы увидим с вами комитет по защите прав трудовых мигрантов, комитет по экологической безопасности и безуглеродному развитию. Так что самое время, господа депутаты, проявить политическую сознательность и предотвратить возможность вводить в заблуждение народ Казахстана.
Законодательство по теме:
Закон РК "О жилищных отношениях"
Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума
АЛМАТЫ