В конце апреля, после того как в Алматы неожиданно случился обильный снегопад, лишь занялась заря, мы стартовали с площади Республики на запад Казахстана. Путь до края тысячи сокровищ – больше 5 тысяч километров: через Шымкент, Туркестан, Кызылорду, Казалинск…
Первый день из-за бесконечной и нудной езды по трассам выдался не слишком легким. До Кызылорды, 1 200 километров, прошли одним марш-броском. Скорость – 120 километров в час. В стороне остались Тараз и Шымкент. Из ярких впечатлений – древняя крепость XIII–XVIII веков Сауран, что в 40 километрах от Туркестана. Воздвигнутая вблизи (или на месте) еще более древнего городища Каратобе, она поразила всех своим величием. Удалось побродить по древним мостовым, подышать воздухом старины.
Многие сооружения крепости и входная группа за последние годы претерпели масштабную реконструкцию. По подвесному мосту – через ров, окружавший прежде городище, попадаем внутрь.
Как утверждают историки, прежде здесь находились: соборная мечеть, медресе, караван-сарай, скотный двор, баня. В общем, всё, что нужно для комфортного проживания людей.
А найденные при раскопках осколки глазурованной керамики свидетельствуют о том, что были и гончарные мастерские. Даже был найден клад – 25 килограммов старинных медных монет. Из особых достопримечательностей Саурана – система кяризного водоснабжения, это ирригационная система колодцев с подземными каналами для орошения полей.
Сейчас городище входит в Список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения и претендует на место в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но что обескураживает: туристам, чтобы попасть сюда, надо сделать крюк километров в 20 по скоростной бетонной магистрали, поскольку дорожные строители не догадались обустроить поворот с трассы к этой уникальной достопримечательности.
СПАСЕНИЕ ЖЕРЕБЕНКА
День второй. Подъезжая к космодрому “Байконур”, расположенному между Казалинском и поселком Жосалы в Кызылординской области, решили попытать счастья и попасть в его Музей истории. Оказалось, заявки на посещение здесь принимают задолго до приезда. Как говорится, “поцеловали ворота” и поехали фотографироваться на фоне “Протона” и “Союза МС”. Снимки получились очень даже впечатляющими.
К вечеру 4 наших экипажа: “Куратор”, “Байконур”, “Кабан” и “Раптор”, пройдя Казалинск, расположились в кемпинге на берегу реки Сырдарьи. А тут нас ожидало непредвиденное обстоятельство: у самой кромки воды в речном иле увяз жеребенок. Оказалось, в этом месте табуны лошадей вброд переправляются на другой берег реки на пастбища. А малыш отстал от своей мамы, провалившись в непроходимую грязь. Недолго думая, мужчины “Qazaq Expedition Club” достали из походного снаряжения лопаты, трос и принялись освобождать попавшее в беду животное. Дело было не из легких, но после нескольких попыток откопали бедняжку из грязи, и маленькая кобылка потихоньку зашагала к своему табуну через кустарники (см. видео на сайте www.caravan.kz).
Другим радостным событием в этот день стала встреча с пятым экипажем экспедиции – “Питер” приехал с севера страны, из Петропавловска. Ужинали все вместе и затемно. После трудной дороги – это было истинным наслаждением. Но только приготовились к отдыху, как ночную мглу нарушили “пение” и “хохот” шакалов. Их жутковатая музыка звучала устрашающе. К тому же под утро эти чудища из семейства псовых напугали девушек экспедиции, подобравшись к палаткам и вынюхивая съестное…
АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ
Дорогу третьего дня на Бозой, вдоль газопровода и недостроенной трассы, путешественники прозвали американскими горками. На ухабах, даже пристегнутые, мы подлетали до потолка. Пыль забивалась во все щели, но автомобили весело “скакали” дальше по степи. Так и добрались до плотины Малого Арала.
Поистине: где есть вода, там – жизнь. Это настоящий оазис среди сухой пустыни. На водопой сюда собираются большие табуны лошадей, в зарослях камыша гнездятся птицы. Сейчас на плотине ведутся какие-то строительные работы. Поэтому, не успев вдоволь насладиться отдыхом, мы были вынуждены покинуть это благодатное место. График.
Проезжаем аул Акбасты. Здесь всего 2 дома, большой загон для верблюдов да пара жителей. Одному из них, Саттархану, на память о встрече вручили сувениры от “КАРАВАНА”, чему он был очень даже рад. Местные в этом районе занимаются в основном верблюдоводством. А рыбаки из Шымкента приезжают на Малый Арал ловить сазана и судака.
Дальше наш путь идет по высохшему дну Арала. Это один из самых трудных перегонов. Неожиданно в дороге наткнулись на постамент с потрепанным ветрами, солью и песком заржавевшим кораблем из бывшей аральской флотилии. Он единственный теперь напоминает, что когда-то здесь было большое море, по которому ходили морские суда. Прежней достопримечательности, “кладбища кораблей”, здесь уже не существует. Говорят, их все пустили на металлолом. И остался лишь этот исполин.
В ауле Бекарыстан би познакомились с местными жителями, вручили им наши сувениры и запаслись свежайшей артезианской водичкой. Прибыли в село Бозой, где расположена газораспределительная станция. Это чистый и опрятный населенный пункт. Хотя во время сильного ветра в поселке прямо посреди улиц образуются большие песчаные барханы, в которых утопают дома. Что ж, рядом Аралкум – так прозвали пески, образовавшиеся на месте высохшего Аральского моря.
В Бейнеу удалось отдохнуть в гостевом доме у Несибели-апа, наконец-то помыться горячей водой в душе и отоспаться в кроватях. Хозяйка гостям была очень рада. А вечером стол накрывали “питерцы”. Это был прекрасный беш с вяленым мясом, которое выдержало несколько дней пути и даже ничуть не подпортилось. Сүр ет – это настоящая пища кочевников.
ДЕРЗКИЙ ВЕРБЛЮД АТАКОВАЛ ЭКИПАЖ
На четвертый день экспедиция будто попала под влияние “большого сглаза”. Наши “железные кони”, которые до этого безукоризненно выдерживали все испытания, вдруг один за другим стали давать сбои. На “Тойоте” экипажа “Байконур” отошла клемма аккумулятора. Починили в дороге. У “Питера” слетел привод с гранаты, пару часов пришлось простоять на СТО. У экипажа “Раптор” возникли сложности с газобаллонным оборудованием. Все поломки были удачно исправлены, машины помыты, и мы снова в пути.
Хотя и это еще не всё. Экипаж “Куратор”, когда тот шел на полной скорости по трассе, атаковал разъяренный верблюд! Апрель и май – время гона, брачного периода у животных. Водитель еле увернулся от агрессора и спас машину от столкновения. К счастью, не все попадавшиеся на нашем пути верблюды были столь воинственными. Встречались и вполне миролюбивые и спокойные создания.
А мы едем по земле, усеянной бесчисленными ракушками. Здесь раньше было дно Аральского моря. И всюду, всюду верблюды – грациозные и величественные корабли пустыни. Настоящее украшение здешних мест.
От Бейнеу – к Долине шаров
Пятый день путешествия привел нас в Прикаспийскую впадину. Уровень земли здесь на десятки метров ниже уровня моря. Предполагается, что это территория древнего океана Тетис. Удивительно, как эта природная чаша до сих пор не заполнилась водой! А дальше встречаем на пути величественную гору Шеркала. У ее подножия тут же развернулась бурная фотосессия. Вдобавок откуда-то приползла большая черепаха. Толпа наших фоторепортеров испугала ее так, что она быстренько зарылась в песок под куст саксаула.
Поразительно, но на открытой местности у горы Шеркала практически не было ветра, и в каждом из мужчин экспедиции проснулся ребенок, который в детстве мечтал стать летчиком. Все увлеклись запуском квадрокоптеров. Эти летающие и жужжащие конструкции позабавили и развеселили всех. Кадры получились впечатляющие.
К закату мы прибыли в знаменитую Долину шаров. Даже усталость с дороги не могла отбить энтузиазм путешественников. Фотосессии у всех получились креативные!
Этот длинный день закончился обустройством палаточного лагеря на восточном берегу Каспия поздно ночью. А с рассветом мы, наконец, разглядели берег, на котором ночевали. Всюду был мягкий мелкий песочек, как на лучших морских курортах. Правда, усеян он был не только раковинами, но и выброшенными на берег в шторм рыбками. Еще кругом валялись огромные головы осетров.
К сожалению, и тут не обошлось без вездесущих браконьеров. Говорят, они, вылавливая благородную рыбу, отрубают ей голову, выжимают из тушек икру, а остальное бросают тут же, на берегу. Об этом невозможно вспоминать без боли. И эти останки становятся добычей множества чаек.
Денежная гора Бокты
Среди необыкновенных красот этих мест была еще гора Бокты, изображение которой украшает казахстанскую денежную купюру в 1 000 тенге. Она расположена в Каракиянском районе, в 90 километрах от города Жанаозена. Бокты напоминает слоеный пирог из пород разного цвета: от белых – снизу до темно-коричневых – в верхней части. И популярный природный объект – урочище Бозжыра, одна из главных целей нашей экспедиции, находится всего в 20 километрах на восток от этой горы. Она – как предвестник огромного массива причудливых останцевых гор.
Но об уникальнейшем природном парке Бозжыра и наших новых приключениях – в следующем номере “КАРАВАНА”.
МАНГИСТАУСКАЯ ОБЛАСТЬ – АЛМАТЫ
Использованы фото и видео участников экспедиции