Может ли в казахстанских школах появиться свой стрелок - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Может ли в казахстанских школах появиться свой стрелок

Может ли в казахстанских школах появиться свой стрелок

Казахстанские ученики тоже приносят в школу оружие.

  • 12 Мая 2021
  • 3692
Фото - Caravan.kz

Казахстанцы следят за событиями в Казани, в то время как их дети сами приносят в школы оружие. Редакция медиа-портала Сaravan.kz разобралась, что писали по этой теме за последние десять лет казахстанские СМИ.

Подобные инциденты всегда предаются огласке неохотно. Несколько лет назад в министерстве образования признали, что случаи проявления жестокости среди школьников носят скрытый характер, к тому же существует практика их замалчивания. Тем не менее почти каждый год мы узнаём хотя бы об одном деле, связанном с несовершеннолетними казахстанцами и оружием.

Например, в 2012 году в Южном Казахстане школьника осудили на двенадцать лет за убийство. Выяснилось, что у подростка было оружие, которое он носил в школу. Школьник сделал из него обрез и пугал других детей. Однажды он взял оружие на очередное выяснение отношений с другим учеником. Во время конфликта он выстрелил, но попал не в своего обидчика, а в другого школьника, и тот скончался на месте. Убийцу приговорили к двенадцати годам в детской колонии. 

О другом убийце-школьнике стало известно через год, на этот раз оружием оказался травматический пистолет. Тогда в центральном парке города Уштобе в Алматинской области девятиклассник поссорился с другим подростком и выстрелил ему в грудь. Несмотря на то что пистолет был травматический, после госпитализации пострадавший скончался в больнице. Тогда, по данным МВД, за два года количество преступлений с применением травматического оружия в Казахстане возросло более чем в два раза: с 133 в 2010 году до 302 в 2012 году.

А уже в 2014 году в Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области заговорили о том, что количество преступлений среди молодежи выросло более чем на 400 процентов. Отмечалось, что в начале 2013 года в Сарыагашском районе произошли один за другим пять случаев перестрелок между подростками. Они стали привычным явлением, с которым приходилось бороться, прикладывая огромные усилия. Тогда от должности отстранили директоров в восьми школах, из-за того что те не смогли провести работу в соответствующем направлении. Только за первый квартал 2014 года, разрешив анонимно сдавать в школах опасные предметы, в Сырыагашском районе собрали 49 единиц огнестрельного оружия.

В следующем году в том же Южном Казахстане в ходе прокурорской проверки школьники добровольно сдали 130 единиц незарегистрированного оружия, среди которых обрезы и газотравматическое оружие. Тогда же выявили ещё одного девятиклассника, который носил с собой травматический пистолет, притом не один.

В 2017 году в Нур-Султане семиклассник принес в школу газовый баллончик. До этого на него напали хулиганы, и после мальчик обменял у кого-то спиннер на оружие, чтобы защитить себя в следующий раз. Однако другой ребенок не поверил ему, забрал баллончик и распылил в классе. В итоге в больницу на обследование увезли около пятнадцати человек, включая классного руководителя.

Достать оружие школьникам настолько легко, что они одалживают его друг другу. Два года назад в Шымкенте задержали ещё одного девятиклассника с травматическим пистолетом, который тот принёс в школу. Сказал, что брал на время у одноклассника и хотел вернуть. 

Впрочем, чтобы навредить друг другу, большинство школьников используют холодное оружие. В 2018 году в столице произошла поножовщина между подростками во время дискотеки. Мероприятие проводили для учеников  51-й школы, а пострадавший оказался из 70-й. Он пришел без приглашения в компании друзей, и его не впустили, а на выходе возник конфликт с одним из учеников. Тот позвал на помощь старшего брата, началась драка, и с одной из сторон достали нож. В больнице констатировали множественные непроникающие колото-резаные ранения грудной клетки справа и слева, а также колото-резаную рану поясничной области слева и в обоих ягодичных областях. К счастью, подросток выжил.

Но не так закончилась в прошлом году другая поножовщина, которая случилась в Таразе. Четверых подростков с одной улицы вызвали для разбирательств на другой стадион. Сначала дрались только двое, но позже проигравший позвал на помощь друзей. Подростку выбили зубы, ударили по голове камнем, нанесли восемь ножевых ранений. Друзья не успели ему помочь, хотя парень звал на помощь: каждого избивали несколько человек. Парень скончался от кровопотери.

А в апреле этого года возле Тараза произошёл ещё один случай, который взбудоражил людей, только теперь в деле фигурировал не нож и даже не травматический пистолет. Трёх одиннадцатиклассников расстреляли из ружья. Повредили им ноги, руки, тела и даже лица, подростки перенесли уже несколько операций. Стрельба произошла в дачном массиве возле Тараза. По словам очевидцев, школьники договорились о выяснении отношений с другими подростками. Во время конфликта кто-то достал ружье и стал стрелять.

Ещё в 2019 году в министерстве образования отмечали, что ситуация с подростковой преступностью в Казахстане далека от идеальной. Советник министра образования и науки РК по вопросам охраны прав детей Раиса Шер говорила по этому поводу:

— С начала этого года уже имели место случаи с применением холодного оружия. Подобные факты насилия и жестокости есть и в других регионах. Многие из них все еще носят латентный характер, существует практика замалчивания таких случаев. В то время как исследования ЮНИСЕФ показали, что около 62 процентов наших казахстанских детей подвергались насилию и дискриминацииКазахстанские школьники стремительно деградируют: что происходит

Напомним, что вчера выпускник одной из казанских школ вернулся туда, чтобы устроить стрельбу. И это не единственный случай за последнее время. В марте в Казани школьник тоже хотел устроить массовое убийство в одном из лицеев. Он позвонил в службу «112» и рассказал, что готов всех перестрелять. О каком лицее идет речь, неизвестно. Подросток даже снял ролик, будто он уже совершил преступление в школе. Позже школьник признался, что у него не было авторитета у одноклассников и он не успевал по иностранному языку. В результате подростка перевели на домашнее обучение и установили над ним плотный контроль.