Обиженные ветераны, фотография Гитлера - как меняется отношение в Казахстане к Дню Победы - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Обиженные ветераны, фотография Гитлера - как меняется отношение в Казахстане к Дню Победы

Обиженные ветераны, фотография Гитлера - как меняется отношение в Казахстане к Дню Победы

До сих пор ли День Победы в Казахстане - праздник "со слезами на глазах"?

  • 11 Мая 2021
  • 26126
Фото - Caravan.kz

Праздник 9 Мая каждый год традиционно вызывает множество дискуссий в Казахстане. «Допустимы ли георгиевские ленточки?», «Как правильно праздновать?», «Стоит ли праздновать вообще?» — такими вопросами задаются некоторые жители страны накануне Дня Победы. Редакция медиа-портала Сaravan.kz разобралась, как менялось отношение жителей страны к празднованию 9 Мая.

В Казахстане отошение к празднику Великой Победы неоднозначное. Несмотря на то что о его важности говорят на самом высоком уровне, в казахскоязычных СМИ встречается много рассуждений о том, что это "не наш праздник".

В 2014 году в Казахстане впервые остро встала проблема с георгиевскими лентами. Причина: использование подобных лент в Крыму. В Казахстане стали предлагать новые дизайны, например небесно-голубой с жёлтым орнаментом, как на флаге. Тогда некоторые пользователи Facebook поставили в профилях вместо главных фотографий картинки такой ленточки. В тот же год в Петропавловске активисты городских молодежных организаций пришли в акимат и попросили изготовить так называемые ленты «Почета и славы». Они состояли из пяти полос красного, черного и синего цветов. 

Можно заметить, что с каждым годом ситуация с лентами становится всё более напряжённой. В 2016 году известный национал-патриот Мухтар Тайжан опубликовал на Facebook видео, в котором настаивал, чтобы работники одного из магазинов электроники сняли георгиевские ленточки. Он утверждал, что этот знак отличия относится к наградам созданного гитлеровцами Комитета освобождения народов России (КОНР). В результате он сорвал с одного сотрудника ленту и бросил её на пол. «Там её место, там она и будет», — прокомментировал Тайжан на своей странице. 

Даже если не учитывать ситуацию с парадом, который уже второй год не проводят из-за пандемии, есть и третий признак того, что 9 Мая больше не сакральная дата для некоторых казахстанцев. Периодически пользователи социальных сетей усматривают в шествии «Бессмертного полка» попытки российской пропаганды в нашей стране. В прессе писали о том, что ВОВ не имела никакого отношения к казахам, а «Бессмертный полк» — это проект российской идеологии. Дошло до того, что некоторые заявляют, что это даже не наш праздник, а другие считают, что он просто уже отжил своё на территории Казахстана. Например, казахский поэт Мырзан Кенжебай опубликовал на сайте Qamshy.kz статью под заголовком «В Казахстане настало время отменить 9 Мая». Материал уже удалили, но в Интернете остались цитаты из него, например: «За 25 лет независимости ничего не сделано для избавления сознания от советско-российской пропаганды. На самом ли деле наши отцы и деды воевали в те годы по доброй воле со словами: «За Москву!», «За Сталина!»? Как наказывались те, кто не хотел идти воевать? Когда отмечалось 70-летие Победы, к этому празднику не присоединились узбеки, кыргызы, туркмены, азербайджанцы, таджики, даже братский с россиянами белорусский народ». Также автор подчёркивал, что в Германии это день траура, и задавался вопросом: правильно ли тогда считать его праздником в другой стране?

«Наши соседи в регионе, Украина, Грузия, Прибалтика, давно уже не отмечают 9 Мая — День Победы. Только мы все доказываем свою преданность России. Но мы должны помнить, что родина у нас одна — это казахская земля, а Москва — не сердце нашей Родины», — писал Кенжебай.

Также на портале Аbai.kz предложили переименовать Великую Отечественную войну в советско-немецкую. По мнению автора, Казахстан не должен идти на поводу у российской идеологии. «Труд казахов, внесших выдающийся вклад в победу над фашистской Германией, защищавших грудью Москву, флаг Победы, который возвысился над рейхстагом благодаря казахам, — все это практически осталось незамеченным. А в данном случае Победа оказалась присвоена Россией», — писали в материале.

Подобные попытки переименования происходят регулярно и привели к тому, что недавно предложили отказаться от названия района в честь героя войны генерала Панфилова, чтобы «избавиться от отголосков тоталитарного строя Советского Союза в Казахстане». И это после только утихнувших споров о роли казахстанцев-панфиловцев в обороне Москвы 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково.

За последние годы произошло много случаев, по которым можно сказать о постепенном изменении отношения к памяти о Дне Победы. К примеру, в 2018 году в Актау девушка сорвала в одном из ночных клубов газетную вырезку с фотографией Гитлера. Фотография была частью интерьера заведения. «Мы не ведем пропаганду тех или иных политических деятелей. В любом случае это часть истории, которую нам не изменить. Это всего лишь старая газетная вырезка», привели слова представителя администрации бара.

«Мой дедушка погиб на войне, но я не горжусь этим»: обзор казахскоязычной прессы (6-11 мая)
Подобная небрежность появляется и в отношении к ветеранам. В прошлом году 89-летнего дедушку из-за карантина не пустили в Алматы к мемориалу, чтобы возложить цветы. А несколько дней назад стало известно об истории столетней бабушки-ветерана из Восточного Казахстана. Сначала ей пообещали визит акима области, а потом отказали, мотивировав это тем, что она старая и курит табак.