Может ли провальная итоговая аттестация казахстанских школьников привести к очередной утечке мозгов в Россию - эксперты - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Может ли провальная итоговая аттестация казахстанских школьников привести к очередной утечке мозгов в Россию - эксперты

Может ли провальная итоговая аттестация казахстанских школьников привести к очередной утечке мозгов в Россию - эксперты

На прошлой неделе казахстанские школьники попросили отменить экзамены для выпускных классов.

  • 5 Мая 2021
  • 19422
Фото - Caravan.kz

Видеоролик с просьбой отменить аттестацию в школах Казахстана из-за пандемии коронавируса появился на странице ученика 9-го класса Данияла Пазыла в популярной соцсети TikTok.

Юноша записал обращение к Президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву, министру образования и науки Асхату Аймагамбетову и министру здравоохранения Алексею Цою. На размещенных кадрах мальчик просит главу государства и министров отказаться от проведения итоговых экзаменов для учащихся 9-х и 11-х классов.

Прославившийся в соцсетях автор видео обратил внимание на то, что на данный момент в Казахстане возросло число заболевших коронавирусом, а 11 из 14 областей республики находятся в так называемой «красной» зоне.

«Полгода мы мучились, обучаясь онлайн, третья четверть была офлайн, но была непродуктивной, некоторые даже успели заразиться в школах, у учеников сейчас большая нагрузка», — сказал на видео Пазыл.

Кроме того, по словам ученика, во время экзаменов одновременно в помещении будут находиться 20 невакцинированных школьников, что может привести к увеличению числа заболевших.

Публикация юноши набрала больше 400 тысяч просмотров.

В комментариях к публикации сверстники поддержали Пазыла и признались, что не готовы к экзаменам.

В минобразования в ответе на журналистский запрос сообщили, что итоговую аттестацию для выпускных классов отменять не планируется. Согласно данным пресс-службы ведомства, итоговая аттестация выпускников школ будет проводиться следующим образом:

Учащиеся 9-х классов будут сдавать три экзамена:

  • письменный экзамен по языку обучения в форме эссе;
  • письменный экзамен по математике (алгебре);
  • письменный экзамен по казахскому языку и литературе в классах с другим языком обучения и письменный экзамен по русскому языку и литературе в классах с казахским языком обучения.

Учащиеся 11-х классов будут сдавать четыре экзамена:

  • письменный экзамен по языку обучения в форме эссе;
  • письменный экзамен по алгебре и началам анализа;
  • тестирование по истории Казахстана;
  • тестирование по казахскому языку в школах с другим языком обучения и тестирование по русскому языку в школах с казахским языком обучения. 

Эта ситуация вызвала бурную реакцию общественности по вполне понятным причинам: текущий учебный год был осложнен обстоятельствами пандемии, и казахстанские школьники могли не усвоить информацию должным образом и в нужном объеме.

Но насколько целесообразным и дальновидным было бы отменить итоговую аттестацию для школьников, учитывая все обстоятельства? Насколько казахстанские дети вообще готовы к ней? Есть ли риск поголовно провальных результатов на этих экзаменах и к чему это может привести? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответили отечественные эксперты.

— Конечно, целесообразным было бы отменить экзамены хотя бы в целях соблюдения санитарных норм: нахождение в душном помещении длительное время с большим количеством детей – конечно, это вредно. К тому же после года нахождения на карантине ученики отвыкли сидеть за партами – это физически для них будет очень сложно, — отметила Сауле Жуйрикбаева, преподаватель русского языка и литературы.

— Как вы можете оценить уровень подготовки учащихся к экзаменам? Насколько они готовы или же не готовы? И вообще, как можно охарактеризовать в целом текущий учебный год?

— 11-е классы не первый год сдают эту форму. Темы отработаны, ученики, по большому счету, готовы к этому формату экзамена еще со среднего звена. В принципе, все вопросы и структуры эссе детям знакомы. Но опять же, повторюсь, что при этом физически сложно находиться в одном кабинете. Дети отвыкли от такой формы работы.

Что касается 9-х классов, здесь детям будет сложнее. Они будут сдавать экзамены в этом формате впервые. Сейчас, без апробации, сразу сдавать экзамены будет сложновато. Уровень подготовки… Учителя сделали все, что смогли, в условиях карантина… Я считаю, что для девятых классов итоговую аттестацию можно было бы и отменить.

— На ваш взгляд, есть ли риск того, что школьники поголовно провалят экзамены в конце года? Не приведет ли это к катастрофе в сфере образования?

— Риск, что ученики провалят экзамен, существует всегда. Экзамен – это большой стресс для ученика, а сейчас он удвоен. Всеобщая обстановка сложная, карантин диктует свои правила. Долгое время они находились в социальной изоляции, не посещали школу и не ходили по кабинетам, не общались с друзьями и сверстниками, так что экзамены для них – это шок. Я бы не заявляла с полной уверенностью, что казахстанские школьники поголовно завалят итоговую аттестацию, но слишком многого от этих экзаменов ожидать не стоит.

Нужно поберечь наших школьников. Особенно выпускников, которым предстоит сдавать ЕНТ. На этом фоне, считаю, от итоговой аттестации тоже можно было бы отказаться, — резюмировала Сауле Жуйрикбаева.

Преподаватель казахского языка и литературы Назерке Канатбекова в свою очередь отметила, что итоговая аттестация и ЕНТ – это не проверка знаний, полученных за последний год, а проверка того, чему школьник научился за 9 или 11 лет.

— Из любой проблемы можно найти выход, вопросы и эссе обучающегося на тесте — это не те темы, которые он изучал во время обучения в онлайн-формате. Школьник сдает ЕНТ, чтобы доказать, что учился 11 лет. Так что, думаю, решение министерства образования вполне целесообразно. Разве мы не должны научиться преодолевать трудности вместо того, чтобы искать легкий путь?

Учитывая сложную ситуацию во всем мире, специалисты в сфере образования пытаются найти решение каждой проблемы. В целом современное онлайн-обучение является синхронным и асинхронным, что очень полезно для полноценного развития ребенка. Преподаватели-предметники готовят учеников к дополнительному ЕНТ и экзаменам, несмотря на дистанционное обучение. Как преподаватель казахского языка и литературы, хочу сказать, что очень важным является индивидуальный подход к каждому ученику. К примеру, я работаю со многими учениками в индивидуальном порядке и готовлю девятиклассников к сочинениям три раза в неделю вне уроков.

Как было сказано выше, учитывается общий уровень образования ребенка, а не 1-2 года обучения. В целях повышения уверенности ребенка школьный психолог, родители и учителя дают мотивацию, а качество образования зависит от всех. И, похоже, никаких проблем не будет. Проблемы мы зачастую создаем сами. В общем, хочу закончить свою мысль замечательными словами великого поэта Абая Кунанбаева: «Верь в себя, возьми себя в руки, поддержи свой разум и труд…», — отметила наша собеседница.

 

Для более полной картины мы решили привести мнение и родителей казахстанских школьников касательно сложившейся ситуации:

«На мой взгляд, дети не усваивали информацию. Экзамены должны отменить, иначе 80 процентов не сдадут».

«Являясь родителем школьника и имея советское высшее образование, скажу одно: год для школьников безвозвратно потерян, знаний, как таковых, не получено. А насчет исключений из правил – так это те, кто сам инициативен или родители нанимали репетиторов. Поэтому не будьте таким надменным и не делайте скоропалительных «красивых» выводов. Что делать? Нужен компромисс».

«Это не плеяда двоечников, а наше будущее поколение, у которого по объективным причинам не получилось полноценно учиться в этом учебном году, да и у учителей накопился стресс от постоянных зависаний зумов, отчетных документов, смены классов, учеников и т.д. Согласен, есть умнички, которые готовятся дополнительно, изучают другие источники, готовятся самостоятельно к вузу. Но здесь юноша просит за всех казахстанских школьников в целом. Поэтому неужели МОН РК не вникнет разуму вместо сухих ссылок на нормативные акты».

Также своим мнением об итоговой аттестации с корреспондентом нашего портала поделился отечественный специалист в сфере образования, эксперт ЮНЕСКО и директор международного образовательного центра «Molodium» Василий Шахгулари.

— Вы поднимаете довольно сложный вопрос. Я не сторонник того, чтобы в современном мире проводили подобные формы контроля знаний, как выпускные экзамены. В чем заключается вопрос, я тоже не понимаю. Ну не сдаст ребенок экзамен после 9-го класса. И что будет дальше? — сетует эксперт.

По словам Шахгулари, должна быть четкая позиция министерства образования касательно того, для чего это проводится.

— Чтобы посмотреть качество и уровень образования? Где-то считается, что таким способом минобразования будет следить за школами и выпускниками? Мне это непонятно. Должна быть определенная политика в этой области. После того, как эту политику раскроют для населения, для общественности, и не будут возникать такие вопросы, — говорит Шахгулари. — И это не касается пандемии и карантина. В целом должна быть четкая позиция министерства, а эта позиция, к сожалению, у нас часто меняется. А это означает, на мой взгляд, что они сами не уверены в своих силах. Вводят приказы, указы, разрешения и постановления, которые в конце концов приводят к тому, что люди начинают беспокоиться за своих детей. Родители прежде всего. И общественность видит эти проблемы.

Но, с другой стороны, скажите, пожалуйста, что им мешало в начале или в течение этого учебного года говорить об этом, а не сейчас, когда учебный год подошёл к концу? Почему у нас нет четкого стратегического планирования?

Я уже не говорю о мандраже образования, который никак не прекращается в течение последних лет. Это не приведет к тому, что система образования сама успокоится. Ничего такого я не вижу. Я не сторонник выпускных экзаменов и не понимаю, для чего они вообще проводятся. Они имеют формальное значение, но ничего, по сути, не решают.

И другой момент: о чем нам сказали карантинные условия? В течение года дети были под прессом онлайн-обучения – мессенджеров и напридуманных социальных сетей. Скажите спасибо прежде всего родителям, на плечи которых и легли все тяготы.

— Результаты выпускных экзаменов и ЕНТ не являются критерием при поступлении в зарубежные учебные заведения. Есть ли вероятность того, что на этом фоне выпускники отдадут предпочтение вузам за границей — к примеру, в той же России?

— Я слежу за этим процессом. Да, карантинные условия уменьшат количество выездов из Казахстана, но насколько – точно сказать нельзя. Но есть другая тенденция: недавно министерство просвещения и министерство высшего образования России объявили, что в этом году вступительные экзамены в вузы они будут принимать дистанционно. О чем это говорит? О том, что в первую очередь наши казахстанские дети, которые любят учиться в российских вузах, будут пользоваться этими услугами, чтобы не выезжать из Казахстана. Есть такая политика со стороны России: демографический процесс там притормозился, проблемы есть и в работе государства. Чтобы сохранить ситуацию более или менее под контролем, они создают соответствующие условия прежде всего для тех русскоязычных стран, которые граничат с ними, – для Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Но для нас – в большей степени. Утечка мозгов будет идти, и мы в очередной раз упустим нашу молодежь, — резюмировал г-н Шахгулари.