Еще серьезнее их назначение: чуть больше 58 миллиардов тенге пойдет на новые детсады и школы, а все остальное, видимо, инновации? Или очередные реформы?
Между тем стоит вспомнить, что самые немыслимые эксперименты в нашей стране проводили почему‑то с образованием и наукой. А уж от вереницы министров, возглавлявших вроде бы самое передовое – по замыслам! – министерство, но так редко доводивших свои реформы до логического конца, у народа давно оскомина.
Итог, по мнению многих, печален: казахстанская молодежь в массе своей вряд ли готова к тем инновационным прорывам, о которых так мечтают чиновники.
Взять, к примеру, школу. Уйдя от советской образовательной системы, мы, собственно, так ни к чему и не пришли. Программа по большинству предметов настолько сокращена, что директора школ в открытую заявляют родителям: учите уроки вместе с детьми, нанимайте репетиторов, если хотите, чтобы ребенок хоть чему-то научился.
Теоретически можно назвать инновацией пресловутое ЕНТ – тест, призванный стать мониторингом знаний. Однако задачи своей он не выполнил и стал символом бессмысленной зубрежки дат и цифр, изматывающей нервы учеников, учителей и родителей.
А тут добавили к нему и внешнюю оценку учебных достижений (ВОУД) – тест, который тоже лишь тренирует скорость рук при ответах на компьютере, но никак не мозг учащегося.
А нынешний министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ уже поднимает планку: надо, мол, учить детей профессиям будущего!
Каким – он пока и сам не знает, но надо.
С этим не поспоришь: прогресс на месте не стоит, сегодняшним школьникам завтра предстоит строить новую страну. Где они будут востребованы? Какие знания и навыки им понадобятся?
Ведь планы на будущее – вещь сугубо практическая: нужно для начала определиться, какие отрасли будем развивать, сколько работников понадобится, а потом и вузам давать заказ на нужных специалистов. Только вот с этим напряженка. Уже несколько лет “Караван” задает этот вопрос разным министрам образования: знаете ли вы, сколько и каких специалистов понадобится через 5–10 лет, работаете ли с вузами по корректировке учебных планов? Министры меняются – вопрос остается без ответа.
Ну и как, скажите, еле выживающая система образования с российскими учебниками под партой, зубрежкой английского (который пока и нужен, чтобы за рубежом получить качественное образование, а если повезет, то и работу), математикой и физикой с репетиторами будет растить новаторов-патриотов?
Не поможет и новомодная система e-learning – на нее был выделен почти 1 миллиард долларов, да опять исполнители подвели: технику закупили, но она не подключена к Сети, не грузится и вообще непонятно, что теперь с этим “железом” делать?
Впрочем, подобные истории у нас не новость. В Астане одно время простаивало дорогущее медицинское оборудование, купленное за миллионы долларов за границей: на нем просто некому было работать, не обучены наши кадры. Пришлось осваивать систему точечного обучения специалистов за рубежом. А что делать?
Мы сколько угодно можем твердить, что наша экономика никак не вырвется из категории “купи-продай”. Но о каком развитии производства, о каких технологических прорывах и инновациях можно говорить, если шатается в этой системе самая первая и самая важная ступенька – образование?